01.02.2017: МАСТЕР СВЕТЛОГО ПОКОЯ
Художнику Евгению Соколову исполнилось 80 лет

   
   В Вологде есть такие художники, без творчества которых уже непредставима наша духовная жизнь. В ряду этих мастеров творит и Евгений Соколов. Работает талантливо, щедро, самобытно.
   Многогранный талант художника позволяет Евгению Соколову с одинаковым успехом создавать пейзажи, натюрморты, тематические картины, портреты.
   Главной темой творчества мастера стала природа Русского Севера, святая, благодатная земля Вологодского края.
   Евгений Александрович Соколов родился в начале 1937 г. на Вологодчине. Отец его, работавший на кирпичном заводе, погиб на фронте, матушка также вскоре погибла. Три года Евгений провёл в ярославском детском доме музыкально-художественного воспитания. С 1954 по 1959 год юноша учился в Ярославском художественном училище. В 1959 г. Евгений Соколов переехал из Ярославля в Череповец, где преподавал в изостудии. В 1964 г. его приняли в Союз художников СССР.
   С 1979 г. Евгений Соколов постоянно живёт в Вологде, проводит много времени в деревне Леушкино в традиционном деревянном крестьянском доме, где воздух обильно насыщен творческим вдохновением. Паломничество в Ферапонтово в 1960 г., соприкосновение с волшебным миром фресок Дионисия Мудрого – знаменитого древнерусского живописца – стало судьбоносным событием в жизни художника, кардинально повлияло на его творчество. С этой встречи неисповедимыми путями через века духовным творческим наставником Евгения Александровича стал великий Дионисий, создатель фресок не только Ферапонтова, но и Пафнутьево-Боровского монастыря.
   Когда восхищаются художественными достоинствами росписей Дионисия, прежде всего обращают внимание на необычайную изысканность сочетания светлых и нежных красок.

Е.А. Соколов. Зима. Ферапонтово


   Очарованный мастерством Дионисия, Евгений Соколов упорно искал состав красок ферапонтовских фресок. Художник обнаружил скопление цветных минералов в неожиданном месте: в полях, удалённых от озёр. Измельчая и тщательно растирая камни, Евгений Соколов составил палитру из трёхсот оттенков готовых пигментов. Таким образом, тайна красок Ферапонтовского монастыря была в основном разгадана. Художник много и тщательно копировал фрески Дионисия, проникаясь его мировидением, его эстетикой, духом творчества великого древнерусского живописца.
   Ферапонтовская земля усыновила Евгения Соколова, по его словам: «На этой вот благословенной некогда земле я живу и работаю уже много лет, и всё, что мне удалось в жизни создать, написано именно здесь – на ферапонтовской земле, которая стала для меня второй родиной… Поэтому так горько и так больно мне быть свидетелем всего происходящего с деревней, с природой этого удивительного края, с многовековым укладом жизни людей».
   Именно здесь, в Ферапонтово, судьба свела молодого художника с его единомышленником – ангелом России поэтом Николаем Михайловичем Рубцовым. В возрасте 21 года живописец стал участником коллективной выставки молодых художников.
   Возник живописный Рубцовский цикл картин мастера.
   Прославилось и стало хрестоматийным полотно «В минуту музыки. Портрет поэта», написанное в 1986 г.
   Картина выполнена ферапонтовскими пигментами в иконописной традиционной технике яичной темперы. Вместе с «рубцовскими» пейзажами эта картина, более напоминающая икону, составляет своеобразный мемориальный цикл (в иконописи – «чин») мира поэта-духовидца, русского пророка. Портрет представлен крупным планом, световая гамма создаёт атмосферу светлой грусти, раздумчивой тишины… Любимая поэтом река Толшма, символизирующая реку времени, реку забвения Лету – пересекает пейзаж, отделяет детство, отрочество, юность от зрелости, когда «во многой мудрости много печали, и приумножающий знание приумножает скорбь»…
   
   Когда душе моей
   Земная веет святость
   И полная река
   Несёт небесный свет, –
   Мне грустно оттого,
   Что знаю эту радость
   Лишь только я один.
   Друзей со мною нет…
   
   Очевидна связь колористического и композиционного решения картины «В минуту музыки» с образами фресок иконописца Дионисия.
   Вологодский поэт Александр Романов так отозвался об этом полотне: «Вот картина “Поэт” – полыхающая осень, глинистый берег и песчаные откосы реки, настывающая в ней вода и бредущий Николай Рубцов. Он стихи писал не за столом, а складывал их на просторе. Ходьба отсеивает пустые слова, как одуванчик. И художник сумел уловить этот миг поэтического движения. Я, близко знавший Николая Михайловича, свидетельствую, что именно таким он и бывал в творческие минуты: он вслушивался, как в себя, в душу самой природы».
   Чтобы обрести эти дары, откровения и озарения, необходимо беззаветно любить эту святую землю, много и самозабвенно трудиться во славу её.
   В 2007 г. Евгений Соколов – лауреат многочисленных премий – был отмечен почётным званием «Заслуженный художник Российской Федерации». За долгие годы он, подлинный ценитель и знаток древнерусской живописи, собрал богатую коллекцию икон, включая ценнейшие произведения XVII века, и безвозмездно передал всё своё собрание Вологодскому музею-заповеднику.
   В 2013 г. мастер преподнёс в дар Белозёрскому музею 63 своих картины, позднее в музейный фонд Вологодчины от собирателя-бессребреника поступила ценнейшая коллекция каргопольских авторских глиняных игрушек.
   В возрасте маститой мудрости художник Евгений Александрович Соколов находится в расцвете творческих сил и своим замечательными полотнами продолжает радовать подлинных ценителей красоты нашего Отечества.
   Соколов видит в природе не только силу и мощь, не брутальную красоту, но гармонию и любовь. Пейзажи мастера лишены внешней эффектности, их красота раскрывается не сразу, постепенно открывая свои тайные символы, смыслы и думы, благородное изящество и богатую россыпь тончайших оттенков своей колористической гаммы, проникновенный лиризм и внутреннюю гармонию.
   

А.С. БОЧКОВ


   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION