01.02.2017: БОГАТЫЕ НИЩИЕ, ИЛИ КАК В РОССИИ ОТНОСЯТСЯ К РУССКИМ ХУДОЖНИКАМ
   
   Хочу познакомить читателей «Русского Вестника» с одним уникальным, но незаслуженно задвинутым на задворки национальной культуры художником. Это – Вячеслав Александрович Леньков. Его мастерская на Каширском шоссе в помещении библиотеки им. Льва Толстого представляет собой необорудованное хранилище феноменальных по своей художественной ценности картин, место которым в лучших музеях страны, а не на пыльных стеллажах и полках.
   Я побывал в этой обители подлинной красоты. Несколько часов к ряду художник показывал мне свои произведения. Сказать, что Вячеслав Леньков очень талантливый живописец – значит, ничего не сказать о нём. Его работы нужно видеть. Поражает уже сам диапазон творческих способностей мастера. Такое впечатление, что ему подвластны все жанры – от плаката до пейзажа, от портрета до многофигурных композиций, от медальерного искусства до скульптуры. Кроме этого Вячеслав Леньков прекрасный архитектор, а также в совершенстве владеет прикладным искусством: керамика, чеканка, ювелирные изделия.
   Несмотря на свои 74 года и на высочайший уровень достигнутого мастерства, он продолжает учиться у великих живописцев прошлого по примеру Карла Брюллова, сказавшего: «Кто ничего ни у кого не взял в искусстве, тот ничего нового не даст». Не стесняясь, Вячеслав Леньков рассказывал о себе: «Когда писал пейзажи нашей Родины, особенно картину “Лунная ночь”, ходил в Третьяковку, смотрел Куинджи, думал, как бы он сделал. А во время работы над полотном “Золото осени. Оля” часами простаивал перед картиной Серова “Девочка, освещённая солнцем”. Сравнивал. Но делал по-своему». И, честно говоря, на мой неискушённый взгляд, «Оля» у Ленькова получилась! Такая способность к обучению, даже в зрелом возрасте, не есть ли признак подлинного таланта, который никогда не останавливается в своём совершенствовании и стремлении к лучшим результатам?
   Пейзажи Ленькова отличаются особенной глубиной и живостью красок и по уровню исполнения сравнимы с картинами Левитана, Поленова, Куинджи, Айвазовского. Его портреты передают тончайшие движения человеческой души, наверное, неведомые даже тем, кого запечатлела кисть мастера. Но более всего меня захватили многофигурные полотна. Даже трудно определить, к какому жанру они относятся. На них зачастую изображены известные исторические личности, но это не историческая живопись в её привычном понимании. Художник переносит на холст не события прошлого, а передаёт дух эпохи, её мистическое содержание, то есть самое главное, чем эта эпоха обозначилась в жизни народа.

В.А. Леньков. Плот Спаса на крови


   Чего, например, стоит многоплановое полотно Вячеслава Ленькова с многозначительным названием «Оргия. 18-й год»? В центре его изображены основные деятели ленинского правительства вкупе с самим «вождём мирового пролетариата». Они вожделенно рассматривают отрезанные головы Царя Николая II, царицы Александры и Наследника Алексея. А вокруг зловещих фигур инициаторов убийства Царской Семьи – вся история России за последние сто лет в жутких образах и символах.
   Или картина «Бесы». На ней по Кремлёвскому холму шествуют враги России, начиная с Наполеона, Гитлера, Хрущёва, завершая руководителем расстрела Николая II Юровским и статуей «Свобода» в Нью-Йорке. А на полотне «Сатирикон Бориса» Ельцин вручает награды тем, кто расстреливал Белый Дом. Фоном же изображён Гитлер, награждающий гитлерюгенд. Аналогии понятны, хотя кто-то может сказать, что в действительности такого не было. Но художник передаёт не исторический ход видимых событий, а то, что реально происходит на невидимых уровнях преисподней – в обиталище бесов.
   Так же потрясают своей духовной правдивостью пять картин, объединённых единой темой: «Распятая Россия» (здесь образом Христа, распятого на обгоревшем кресте и пронзённого копьём-долларом, обозначено нынешнее состояние России, которую поражает мировой капитал), «И воскреснет Святая Россия», «Награждение палачей», «Возмездие», «Молитва о России». Названия говорят сами за себя, нетрудно понять, что хотел сказать нам автор. И ещё – цвета полотен. Они играют важнейшую роль. Краски огненно-чёрные, как будто дьявольское пламя вырывается из адских глубин и озаряет крестный путь России с 1917 года и до наших дней.
   И всё же Линьков эту страшную эпопею в цветах и образах, раскрывающую перед зрителем скрытую правду о нашем недавнем прошлом, завершает солнечным, жизнеутверждающим произведением «Ева в раю». Ева изображена спиной к нам, виден лишь профиль её лица. Она как бы выходит из тяжёлого земного мира и входит в мир Небесный, где покой и гармония почиют на всём. Ева символизирует собой Россию, возвращающуюся в потерянный Эдем. Она прекрасна и целомуд-ренно чиста в своей наготе, ибо уже не нуждается в земных одеждах, облачённая в благодать Божию. Правую её руку от кисти до локтя обвивает Змий, но он свисает безвольно, и уже не опасен, потому что побеждён. С левой стороны на ветвях райского древа изображён тот же Змий, но в момент соблазнения Евы. Правда, теперь из пасти его как бы вырывается золотой венок. Здесь – начало и конец всего вселенского действа. Этот образ говорит о том, что Господь попустил Еве-России пасть, но в результате этого падения, пройдя через все испытания и сохранив верность Богу, она не только возвратится в рай, но и обретёт нетленный венец наивысшей святости.
   О картинах Вячеслава Ленькова можно говорить до бесконечности. Но повторюсь: их лучше увидеть. Хочу сказать только одно: он, русский художник, достигший высот самобытного мастерства, член Союза художников СССР и Союза художников России, постыдно и даже подло забыт своим народом. Его картины вместе с лучшими произведениями мировой живописи должны украшать собой залы Третьяковки и Эрмитажа, а не пылиться на стеллажах в тесной мастерской. А мы в этих залах восторгаемся уродливыми поделками современных европейских ваятелей псевдоискусства и не замечаем подлинной красоты и глубинного смысла картин талантливых русских художников. Как бы не пришлось всему народу отвечать перед Богом за полученные от Него, но не оценённые по достоинству и отвергнутые дары.
   

Игорь ГРЕВЦЕВ


   

В.А. Леньков. На семи холмах (фрагмент)




  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION