10.02.2017: ГИМН ДЕРЖАВЕ НА ХОЛСТАХ
Персональная выставка Василия Нестеренко в Манеже

   
    C 9 февраля по 3 марта 2017 года в московском Манеже пройдёт юбилейная выставка народного художника России, действительного члена Российской академии художеств Василия Нестеренко под названием «Наша слава – Русская Держава». На ней будут представлены картины всех жанров живописи, а также фрагменты храмовой росписи. Художник отмечает свой 50-летний юбилей уже 28 февраля, и предстоящая выставка – один из итогов его творческой деятельности за 35 лет. В связи с этим 2 февраля в пресс-центре ТАСС состоялась пресс-конференция В.И. Нестеренко, где также присутствовали исполнительный директор Российского военно-исторического общества Владислав Кононов и член президиума Российской академии художеств, главный редактор журнала «Третьяковская галерея» Александр Рожин.
   Василий Игоревич подробно рассказал журналистам о концепции выставки, название которой, впрочем, говорит само за себя. Несмотря на огромный выбор работ в разных жанрах, в первую очередь кисть Нестеренко ассоциируется у широкой аудитории с историческими полотнами. Сам художник признался, что привык говорить языком истории о тех вещах, которые волнуют его сейчас. Часто картины, сюжет которых базируется на событиях и персоналиях многовековой давности, вдруг могут обрести новое звучание в связи с происходящим в мире сегодня, а какие-то идеи и образы подчас проходят лейтмотивом через всю летопись Государства Российского. Например, знаковая картина «Избавление от Смуты» всегда актуальна для нашей страны, смутные времена в которой не ограничивались началом XVII века. Когда Россия уже была приговорена, народ переломил ход истории, и этот урок следует помнить всегда. Другая смута пришла в 1917 году, когда народ сам отрёкся от Царя и Бога, и казалось, что будущего у страны уже нет. Это чувство горечи и мысль, что России уже не будет, особенно ощущалось в книгах И.А. Бунина или И.С. Шмелёва, но, как отметил художник, после Сталинградской битвы картина изменилась, возник новый сценарий: страна снова стала сильной и великой. Ещё один тёмный период наступил в 90-е годы, и тогда Василий Игоревич приступил к работе над картиной, отражающей величие государственного строительства при Петре I, достижения которого служили антиподом окружающей разрухи и примером того, как должно быть. К 150-летию Крымской войны в середине нулевых он писал свою «Оборону Севастополя», но 10 лет спустя эта тема резко актуализировалась в новом звучании.
   На полотне «Гибель нашествия», посвящённом Отечественной войне 1812 года, русский снег становится последним приютом солдат тающей французской армии. Автор отметил, что это не очередное повторение классика В.В. Верещагина, который работал в Париже и в большей мере увековечивал Наполеона. Новое время предполагает новые вызовы и новый актуальный взгляд, что открывается в деталях. Например, кирасир завернулся в шинель, которая по форме ему не полагается, значит, он с кого-то её снял. В снегу лежит французский имперский орёл – полковая реликвия, крепящаяся на флагшток, как в римских легионах. Захват орла ранее считался высшим проявлением доблести, и трофейный штандарт, взятый под Аустерлицем, экспонировался в Эрмитаже, собирая толпы людей. Но здесь он брошен в снег и уже никому не нужен: некогда грозная армия захватчиков потеряла своё внутреннее наполнение. В столетний юбилей Великой войны картина «Мы русские – с нами Бог» напоминает о подвиге Русской императорской армии при обороне крепости Осовец – знаменитой «атаке мертвецов». И снова 1914 год отразился в последней работе художника «Небесная Заступница Земли Русской», посвящённой августовскому явлению Богородицы. Василий Игоревич отмечает, что не раз в переломный момент Она являлась и русским войскам, и врагам – как, например, перед полчищами Тамерлана, где вереницы лошадей, верблюдов и слонов так поднимали пыль, что столп был виден за 400 километров, и в Москве уже с ужасом ждали опустошительного нашествия. Но чудесное видение заставило завоевателя повернуть армию и уйти. Как считает живописец, явление Богородицы – важное явление Горнего мира как напоминание человеку, что своими грехами он приближает конец света.
    Содержание экспозиции можно условно поделить на художественно-образовательную и духовную части. Много сил В.И. Нестеренко отдал церкви: более 20 лет его жизни связаны с Афоном, и его взгляд на это священное не только для христиан место будет интересен широкой аудитории. Тем более женщины, для которых остров закрыт, могут увидеть его только таким образом. Фрагменты росписей храма на Старом Русике и Храма Христа Спасителя будут представлены в натуральную величину. Нижний этаж посвящён раннему этапу творчества художника и процессу создания произведений. Можно выделить серию портретов деятелей политики и культуры, а также женские портреты, в написании которых Василий Игоревич достиг высокого уровня.
   Отдельный особый пласт – это пейзажи, горячо любимые самим мастером: его издавна вдохновляет Центральная Россия, а недавно он «заболел» Дальним Востоком и Сибирью. Нестеренко с радостью объездил Алтай, Урал, Саяны, Байкал, Камчатку и другие места, с любовью и трепетом отразив увиденное на планшете. Особый цвет северных морей и Тихого океана, наши вулканы и многое другое заставляют его удивляться людям, которые ищут незабываемые виды за границей, когда просторы Родины могут подарить невероятную палитру картин и эмоций. Василий Игоревич, напротив, видит смысл в переездах в диких экстремальных условиях перед лицом стихий в поисках труднодоступных мест только в пределах России. Богатство северных широт, тайги и степей Родины воодушевляет его воспевать её многомерную природу, и в этом он видит смысл, а аналогичные, бесспорно, привлекательные места на чужбине не вызывают в нём такого вдохновения.
   Выставка проводится при поддержке Российского военно-исторического общества – давнего партнёра В.И. Нестеренко. Его представитель Владислав Кононов рассказал о его удивительной плодотворности, заодно вспомнив о совместном проекте «Мир спас советский солдат», который стартовал в 2014 году и объехал половину России, собрав более 2 миллионов посетителей. Затем вспомнить, кто их освобождал от нацизма, смогли жители Праги, Варшавы, Будапешта, Вены и других городов. Другой пример сотрудничества – «Стрелецкие палаты» возле Третьяковской галереи, где показана история стрелецкого войска и георгиевской награды. Масштаб персональной выставки В.И. Нестеренко впечатляет: более 1000 работ, не считая мелких, на 10 тысячах квадратных метров. Владислав Кононов обратил внимание, как важно уметь передать специфику эпохи и сюжет, чтобы не дать поводов для обвинения в историческом волюнтаризме. Порой на такую подготовку и работу с архивными материалами уходят годы, но Василий Игоревич оперативно реализует задуманное, неизменно оставаясь дотошным в мелких деталях, поэтому его полотна, повествующие о военной истории разных периодов и передающие живые образы, вполне могут служить оружием в борьбе с фальсификацией.
   Говоря о 50-летии В.И. Нестеренко и его художественном видении, Александр Рожин назвал творчество автопортретом художника, открывающим состояние его души. По его убеждению, работы Василия Игоревича позволяют это увидеть; они обладают духовным магнетизмом независимо от жанра, что привлекает как высокого ценителя, так и неискушённого зрителя. Обращаясь к названию «Наша слава – Русская Держава», он отметил очевидное неравнодушие автора к отечественной истории и культуре, которое выражается в проглядывающем в его полотнах нарративе: Россия подобна птице Феникс, всякий раз возрождающейся из пепла.
   Открытие юбилейной выставки пройдёт 9 февраля в 17.00 в ЦВЗ «Манеж».
   


   Филипп ЛЕБЕДЬ


   
   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION