14.04.2017: РАЗУМ И СОВЕСТЬ НАЦИИ: ВЕЧЕР ПАМЯТИ АКАДЕМИКА И.Р. ШАФАРЕВИЧА
   
   21 марта в Международном фонде славянской письменности и культуры прошёл вечер памяти выдающегося учёного и мыслителя академика И.Р. Шафаревича. В концертном зале собрались друзья, родственники и почитатели его многогранного таланта. Математик мирового масштаба, чьё имя по праву должно быть высечено золотыми буквами на фронтоне Математического института имени В.А. Стеклова РАН и механико-математического факультета МГУ, он стремился разобраться и в культурно-исторических взаимосвязях, составляющих бытие. Игорь Шафаревич постиг разрушительную суть процессов, обрушивших Россию в ХХ столетии, и пытался донести своё видение до окружающих, не боясь последствий. Эти его труды не прошли даром, вдохновив тех, кто ратует за сохранение родной страны и культуры. Поэтому имя И.Р. Шафаревича объединяет сегодня столько далеких от академического мира и не похожих друг на друга людей.
   Ведущей вечера была исследователь старославянских и древнерусских письменных памятников, член-корреспондент Международной славянской академии наук, член Союза писателей России, доктор филологических наук Татьяна Миронова. По её оценке, это не просто величайший ум эпохи, но ум и разум нации. Ему было мало защитить кандидатскую диссертацию в 19 лет и планомерно идти к новым научным достижениям; он следовал пути познания и поиска правды, поэтому крупнейший учёный и легендарный математик своего времени обратился к исследованию истории и других гуманитарных сфер. За свои бесстрашие и принципиальность И.Р. Шафаревич оказался фактически в опале в МГУ, столкнулся с порицанием и шельмованием, но он уже сделал судьбоносный выбор, имеющий значение для будущих поколений, совершив прорыв в национальном самосознании в 70-е годы. По мнению Татьяны Леонидовны, основа этого открытия в понимании национального инстинкта самосохранения, базирующегося на врождённом чувстве «свой–чужой» – если эта грань у народа растворяется, то начинается процесс его внутреннего разрушения. Очень важно, что этот прорыв совершил признанный учёный, представитель академической науки. Игорь Шафаревич смог разобраться в этом, а попутно разрушал мифы о русской неполноценности, заложенной в ментальности, которые десятилетиями закладывались в головы людей как аксиома.
   После этого часть выступлений была посвящена Игорю Шафаревичу как человеку, а другая – его наследию. Так, Андрей Шафаревич, сын академика, член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук, профессор кафедры дифференциальной геометрии и приложений механико-математического факультета МГУ, рассказывал о стремлении отца максимально охватить любой изучаемый вопрос, к какой бы науке он ни относился, получить по нему больше сведений. От него можно было узнать буквально обо всём на свете. В его подходе было важно новаторское для того момента понимание науки в совокупности, а не как разрозненных знаний. О природной пытливости его ума говорит тот факт, что, заинтересовавшись теорией алгебраических чисел, молодой Игорь Шафаревич открыл книгу знаменитого в те годы немецкого математика Гельмута Хассе, где был составлен список не решённых наукой проблем, и стал решать их прямо по списку. Примечательно, что по приезде в СССР Хассе сразу же захотел увидеть одарённого человека, разобравшегося с поставленными им задачами. Ольга Шафаревич-Дёмушкина процитировала выдержки из воспоминаний А.И. Солженицына и показала разницу подходов к одной и той же теме, когда Солженицын говорил: «Лучше умереть на Родине, чем на Западе», а Шафаревич – «Невозможно жить не в России».
   Сергей Бабурин, заслуженный деятель науки Российской Федерации, президент Международной славянской академии, доктор юридических наук, сказал, что Игорь Ростиславович помог возрождающемуся национальному самосознанию определить систему координат, а проблемы, которым он посвящал свои социально-политические работы, годы спустя стали только ещё обострённее. По оценке Сергея Николаевича, будучи профессиональным учёным, И.Р. Шафаревич одновременно поднялся до таких высот гражданской ответственности, что не мог не отстаивать свои убеждения, и делал это мужественно, одновременно оставаясь мягким и скромным интеллигентом. Он поднял и фундаментально изложил вопрос русофобии, говорил о враждебном лобби во власти, во время Чеченской вой-ны облачился в камуфляж и поехал лично увидеть, что стало с русским населением республики. Однажды решившись отстаиать интересы русского народа, академик не изменял этому принципу до конца своих дней. Сергей Бабурин назвал его камертоном социальной и национальной мысли, объективно показавшим, что, пожертвовав своими корнями, своей культурой и святынями, русские превратятся просто в биологическую массу без имени – в жалких потомков великих предков. Он уверен, что закономерным наследием трудов Шафаревича должно быть торжество русского духа.
   Историк и публицист, заместитель директора Института стран СНГ Игорь Шишкин также уверен, что все патриоты в долгу перед И.Р. Шафаревичем за его самоотверженную борьбу и главное – за новую систему координат мировосприятия, оставленную потомкам. Ратуя за популяризацию его трудов, И.С. Шишкин предложил провести летом, ко дню рождения академика, научную конференцию, посвящённую изучению его наследия. Писатель и публицист, лауреат Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Владимир Крупин назвал И.Р. Шафаревича величайшим человеком, поднявшимся над современниками.
   Главный редактор журнала «Молодая гвардия», поэт и прозаик Валерий Хатюшин с сожалением отметил, что центральные каналы российского телевидения не спешили известить о смерти великого математика с мировым именем, легендарного академика РАН и лауреата скольких премий, хотя пестрят подробными биографиями и посвящениями в случае смерти спорных деятелей.
   Политический и общественный деятель, журналист, публицист и писатель Борис Миронов начал с того, что призвал молодёжь читать Шафаревича. По его мнению, это жизненно необходимо, когда перед всеми нами стоит вопрос «Быть или не быть?». Борис Сергеевич настоятельно рекомендовал новым поколениям обратиться к фундаментальному труду «Социализм как явление мировой истории», потому что в нём кроется вопрос выживания нации и государства, изложенный мыслителем с энциклопедическими знаниями и научным подходом. Сегодня, в столетие революции, он счёл важным напомнить, что 1917 год отбросил Россию на век назад, а национальная культура и народ оказались низвергнуты до рабского положения. При этом на фоне нынешней нестабильности, коррупции и социальной несправедливости в обществе растут ностальгические чувства к социалистическому прошлому. Прочитав исследование И.Р. Шафаревича, как уверен Борис Сергеевич, можно только убедиться, что нет плохого или хорошего социализма, правильно или неправильно построенного, а есть угнетение и уничтожение национальной идентичности с целью создания новой унифицированной общности – «советского человека». Чтобы не добить русский народ окончательно на том перепутье, где сегодня он находится, ни в коем случае нельзя к этому возвращаться. Единственный путь, который опять же подскажут книги И.Р. Шафаревича «Русофобия» и «Русофобия: десять лет спустя», – это национальный путь развития. Как подчеркнул Б.С. Миронов, особая ценность всех этих трудов в том, что их автора нельзя уличить в популизме, предвзятости или некомпетентности, его имя является гарантом и аргументом само по себе.
   В завершение своей речи Борис Миронов поблагодарил супругу великого учёного и подвижника Нину Ивановну Шафаревич за то, что все эти годы поддерживала мужа и была с ним и в горе, и в радости. Закрывая вечер, Татьяна Миронова выразила поддержку предложению провести конференцию, и любыми другими способами почтить память академика Шафаревича, и продолжать нести его наследие в массы.
   
   

Филипп ЛЕБЕДЬ


   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION