04.07.2017: ВЕРНУТЬСЯ К ЦЕННОСТЯМ!
С реабилитацией Распутина начнется серьезное осмысление священной триады и воплощение ее в русской народной жизни

   
   В редакцию «Русского Вестника» продолжают приходить отклики на статью о. Александра Шумского «Почему я против создания Народной Комиссии по общественной реабилитации Григория Распутина». Автор одного из них – православный писатель Игорь Евсин из г. Рязани.
   
   Какие же доводы приводит в своей статье уважаемый священник? Оказывается, он в этом деле боится некоей экзальтации, которая может привести почитателей Григория Распутина к сектантству. Знаете, отец Александр, если волков бояться, то и в лес ходить не надо. Вы мне скажите, вокруг какого святого не было и нет экзальтации? Около такого непререкаемого святого, как Сергий Радонежский, и то есть экзальтация: множество паломников едут к его мощам, чтобы избавить от бесов своих родных, друзей, соседей. А вспомните экзальтацию вокруг святого праведного Иоанна Кронштадтского. Иоанниты – они же в целую секту превратились. Вспомните еще и «Пелагиан» и других не по разуму почитателей святости того или иного праведника. Это я опять же к тому, что если волков бояться, то и в лес ходить не надо. А что касается «разгорячения крови», то, может быть, пусть уж лучше она горячится, чем будет теплохладной… Как сказано в Откровении Иоанна Богослова: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15).
   Не согласен я и с другим утверждением отца Александра: «Хотят того создатели Народной Комиссии или не хотят, но она вступает в противоречие с Синодальной комиссией по канонизации святых». Ну и что следует из этого, уважаемый священник? Да, ревнители памяти старца Григория Распутина, как члены Русской Православной Церкви не согласны с выводами, сделанными в озвученном на прошедшей в 1995 году Комиссии докладе митрополита Ювеналия (Пояркова). Особо отмечу: не согласны мы отнюдь не с Комиссией, которая по этому делу никаких документов не приняла.
   Да, после создания Народной Комиссии по реабилитации Распутина дискуссии о нем будут только нарастать. Но по-другому никак. По большому счету противоречивые взгляды на Распутина будут иметь место до тех пор, пока не состоится его общественная реабилитация. Так, Святейший Патриарх Кирилл в одном из своих телевизионных выступлений о Царе Иоанне Грозном и Григории Распутине совершенно справедливо сказал: «Если возникнут новые исторические данные, тогда нужно настаивать на исторической реабилитации этого человека и нужно этот процесс организовать, создать комиссию беспристрастных исследователей, историков и постараться действительно воссоздать подлинный облик этого человека».
   А ещё с чем я совершенно не могу согласиться, так это со словами отца Александра о чудесах. Вот что он пишет на РНЛ о Комиссии по реабилитации Распутина: «Главная задача Комиссии заключается в сборе свидетельств о благодатной помощи Григория Распутина. Я не сомневаюсь в том, что “свидетельств” будет собрано очень много. В основном от наших замечательных и впечатлительных православных женщин. Я уже давно служу в Церкви и по опыту знаю, как зачастую формируются в экзальтированном сознании свидетельства о той или иной “чудесной помощи”. После сбора этих “свидетельств”, насколько я понимаю, предполагается их передача в Синодальную комиссию по канонизации святых. Да простят меня члены Народной Комиссии, но я не думаю, что в Синодальной комиссии серьёзно отнесутся к этим “свидетельствам”. Очень даже хорошо будет, если они серьёзно отнесутся к этому и опровергнут ваши, отец Александр, слова. Почему я это говорю? Потому что на опыте пережил, что значит без всякой экзальтации обращаться к старцу Григорию и получать по молитвам к нему благодатную помощь. Это долгий разговор, поэтому узнать об этом предлагаю в моей интернет-статье по ссылке http://ruskline.ru/special_opinion/2014/08/chudesa_grigoriya_rasputina_v_nashe_vremya.
   Еще раз напомню – отец Александр пишет: «Да простят меня члены Народной Комиссии, но я не думаю, что в Синодальной комиссии серьёзно отнесутся к этим “свидетельствам”». Это уж как хотите, так и думайте, отец Александр. Только согласно правилам Русской Православной Церкви, одним из основных критериев канонизации является народное почитание праведника. К сведению – такое почитание началось еще при жизни старца Григория, продолжилось после кончины и через страшные атеистические годы дошло до нас. Причем я вижу это почитание не только среди мирян, но и среди известных в РПЦ авторитетных архиереев, протоиереев и священников, а также архимандритов, иеромонахов и монахов. Скажете, что, помимо почитателей, есть и не почитатели? Так они у каждого святого были. Я, например, знаю таких православных и даже воцерковленных людей, что до сих пор не признают святости Царя мученика Николая, но «подчиняются соборному решению».
   Чего же еще не хватает для канонизации Распутина? Чудес? Документальных свидетельств о чудесах, свершенных старцем Григорием как при жизни, так и после кончины и в наше время более чем предостаточно.
   Еще один критерий, совершенно необходимый для прославления, – это благочестивая жизнь. В отношении этого много чего можно говорить, однако ограничусь высказыванием богослова Ф.Н. Козырева: «Если уж судить человека по обычным нравственным меркам, то почему бы не обратить внимание на то, что Распутин за всю свою жизнь никого не преследовал, не злословил, не обижал, не угнетал? Есть хорошее и простое правило: чтобы понять, что собой представляет человек, надо посмот-реть, как чувствуют себя люди, зависящие от него. Григория Ефимовича обвиняли в самых страшных грехах, но для вынесения ему обвинения катастрофически не хватает одной детали, а именно – пострадавших. Даже после его смерти не нашлось человека, который свидетельствовал бы против него. Все же, кто знал его близко, любили его: жена, и дочери, и царские дети».
   А пострадавших от «злого гения» попросту нет. Даже когда Чрезвычайная следственная комиссия Временного правительства официально обратилась к «пострадавшим» женщинам с просьбой подать заявление о совращении их Распутиным, в комиссию не поступило ни одного обращения. Все рассказы о том, что Распутин был блудник, оказались фикцией. Такой же фикцией оказались и россказни о его пьянстве. Примеров злых дел Григория Ефимовича не находится. И наоборот, предостаточно примеров того, что он делал людям добро: благотворил, утешал, раздавал деньги нуждающимся, заступался за неправедно гонимых, научал жить в православной вере, исцелял силой своих молитв пред Господом.
   И последнее замечание. Вышеперечисленные критерии канонизации Русской Православной Церковью использовались в течение столетий и были зафиксированы Священным Собором 1917–1918 годов. Но вот еще какая штука. В Определении этого Собора сказано: «Для причтения угодника Божия к лику местночтимых святых необходимо, чтобы богоугодная жизнь праведника была засвидетельствована даром чудотворения по кончине его и народным почитанием его».
   Из этого очевидно, что критерий чудотворения является основным, так как о первых двух критериях судят люди, а чудо – это Богом явленное свидетельство святости православного христианина, ведущего церковную жизнь. Профессор Е.Е. Голубинский на этот счет пишет, что «единственным общим основанием для причтения усопших подвижников благочестия к лику святых, иначе – для их канонизации, служило в нашей Церкви прославление подвижников даром чудотворений или еще при жизни, примеры чего известны, или, как это было наибольшею частью, по смерти».
   К чему я это привожу? К тому, что есть все основания создать Комиссию по реабилитации Григория Распутина церковную и дать определение явным чудесам, свершенным Григорием Распутиным при жизни и свершаемым ныне по молитвам к нему. А это может произойти только в рамках подготовки его к канонизации. Но поскольку вопроса об этом РПЦ в обозримом будущем вряд ли будет ставить, то ревнители памяти старца Григория решили создать Народную Комиссию. И никакого раскола она не вызовет. Она только выявит, кто действительно, выражаясь словами о. Александра, является «экзальтированным великим сказочником», а кто нет.
   Вообще же вопрос об отношении к Распутину имеет принципиальное значение для оценки самодержавного правления святого Царя Николая Второго и для оценки монархии в целом как Богом установленной власти. По сути, клевета на Распутина – это специально созданное препятствие (хотя далеко не единственное) на пути понимания наших исторических, национальных и духовных ценностей, которые заключались в Уваровской триаде «Православие. Самодержавие. Народность». Это препятствие было создано для того, чтобы помешать нам возвратиться к этим ценностям. Не очистив светлое имя Григория Распутина от грязи и клеветы, мы не сможем не только реабилитировать в широком народном сознании монархию, но и осознанно почитать Царственных мучеников.
   Совершенно справедливо сказал Олег Платонов, что клевета на Распутина, возведённая оголтелыми деятелями либерально-революционного движения в Царской России, продолжает и сегодня жить и процветать, поскольку и в наше время живут и процветают прямые наследники либеральных революционеров-богоборцев, разрушивших русское православное Царство и желающих разрушить нынешнюю Россию. Вот почему надо ставить вопрос об общественной реабилитации Григория Распутина. Только в рамках подготовки к Соборному решению по этому вопросу можно очистить и Распутина, и Православную монархию, и русскую историю от клеветы. Очистить и увидеть истинную русскую идею «Православие. Самодержавие. Народность». Ведь Григорий Распутин был носителем монархической русской идеи, символом православного русского народа, определяющего своё бытие как жизнь за Веру, Царя и Отечество. За это он и был убит врагами русского самодержавия. За это он был ненавидим пришедшими к власти интернационалистами-большевиками, душившими все проявления русского духа, за это его втаптывают в грязь нынешние либералы-русофобы. Распутин ненавидим ими за то, что является символом верности священной триаде «Православие. Самодержавие. Народность», которая концентрированно выражала русскую национальную идею. Сегодня, пусть крайне медленно, но идёт возвращение нашего народа к этой идее, и враги России опасаются, что с реабилитацией Распутина начнётся серьёзное осмысление священной триады и воплощение её в русской народной жизни.
   Оттого и злобствуют русофобы, оттого и клевещут на Православие (в лице священников-черносотенцев в Царской России), на Самодержавие (в лице Царя мученика) и на Народность (в лице Распутина). Таким образом, вопрос о Григории Распутине напрямую связан с вопросом русской идеи, одним из символов которой он был.
   

Игорь ЕВСИН,
   православный писатель,

   г. Рязань


   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION