29.09.2017: «Русский Вестник» продолжает проект «30 точек зрения на революцию 1917 года»
«ЧЕЛОВЕКОУБИЙСТВО» И «ЛОЖЬ». О сущности Октябрьской революции и большевизма в России

   
    Сущность большевизма в словах, которые сказал однажды Иисус Христос нежелавшим веровать в Него иудеям: «Вы отца вашего диавола есте и похоти отца вашего хощете творити: он человекоубийца бе искони и во истине не стоит, яко несть истины в нем: егда глаголет лжу, от своих глаголет, яко ложь есть и отец лжи» (Ин. 8, 44).
   «Человекоубийство» и «ложь» – вот действительно основные черты, которыми так ярко проявляет себя большевизм.
   Это так, но этим далеко еще не все сказано, не исчерпана до конца сущность большевизма как уродливого явления духовной жизни. Большевизм есть нечто гораздо более страшное.
   Корни большевизма – в том пагубном настроении духа свободного и разумного существа, созданного Богом, которое Денницу сделало диаволом. Возгордился Денница – высшее и совершеннейшее творение Божие, залюбовался собой и возомнил о себе, что он ничуть не уступает Богу в своих совершенствах, что он – равен Богу. И это послужило причиной его мгновенного страшного падения с той высоты, на которой он находился, в низины ада, а сам он сделался родоначальником всякого зла – всякой гордыни, непослушания и противления Богу.
   «Как пал ты с неба, денница, сын зари! – горестно восклицал о нем пророк: а говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой… взойду на высоты облачныя, буду подобен Всевышнему. Но ты низвержен во ад, в глубины преисподней… в преисподнюю низвержена гордыня твоя, со всем шумом твоим»… (Исаии гл. 14, 11–15).
   Став на путь гордыни, непослушания, противления Богу, падший Денница, в слепой злобе своей против Бога этому же научил и первозданных людей, внушив им нарушить данную им в раю заповедь Божию и через них ядом своей гордыни отравив весь происшедший от них человеческий род.
   Не все однако полностью и целиком поддались этому богоборческому настроению. По признаку своего отношения к нему, по степени своего сопротивления ему или порабощения им, еще в самые древние времена, как свидетельствует Библия (см. кн. Бытия гл. 4–6), возникло деление людей на «сынов Божиих» и «сынов человеческих». Последних правильнее, впрочем, было бы называть теперь «сынами диавола», как и назвал Господь упорно неверовавших в Него иудеев.
   Между «сынами Божиими», стоявшими за правду Божию, и «сынами диавола», пытавшимися насадить всюду ложь диавольскую, естественно, возникла борьба. Эта борьба, в сущности, и составляет главное содержание всей так называемой истории человечества. Она будет продолжаться и впредь – до скончания века, ибо диаволу, ненавидящему Бога, ненавистны и служители правды Его – «сыны Божии». По ясному предречению Слова Божия, именующего диавола «князем мiра сего» (Ин. 12, 31), ложь диавольская будет приобретать все большую и большую власть и силу в этом мiре, о котором потому и сказал Апостол, что он «во зле лежит» (1 Ин. 5, 19). Мало того, по особому попущению Божию, в «последния времена» – времена антихриста – наступит кажущееся временное торжество лжи диавольской на земле, пока не явится Господь, Который «убиет антихриста духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Солун. 2, 8). Тогда ложь диавольская сгинет и восторжествует окончательно правда Божия, которая и будет обитать на новом небе и новой земле, после того как прежние «небеса с шумом прейдут», а «земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр. 3, 10–13).
   Поистине страшное время мы переживаем, и горе тому, кто этого не сознает, не понимает!
   А не понимают многие, и не понимают самого главного.
   Не понимают того, что большевизм уже повсюду торжествует свою духовную победу – далеко за пределами СССР и в других странах, и в рядах самой нашей русской эмиграции, будто бы борющейся с ним.
   Забывают то, что большевизм – это отнюдь не одна только политическая система, а прежде всего наиболее яркое и откровенное выражение в наши дни диавольской гордыни, дерзкого неистового бунта, своеволия, непослушания и противления Богу и Его Божественному закону. Именно в этом заключается коренная сущность человеко-
   убийственного и исполненного диавольской лжи большевизма, а «человекоубийство» и «ложь» – это только «производные», естественные, так сказать, логические последствия такого богоборческого настроения.
    На наших глазах не без успеха стремится большевизм к мiровому господству. И при нынешних умонастроениях масс он легко этого может достигнуть, если люди, наконец, не поймут, что борьба с большевизмом не есть политика и не должна вестись в области одной только политики. Большевизм – это целостное мiровоззрение, но отнюдь не атеистическое, как принято думать, а богоборческое. Он претендует на то, чтобы стать всеобъемлющей идео-логией, совершенно вытеснив веру в Бога и заняв место этой веры в сердцах людей. А потому борьба с большевизмом в сфере одной только политики ни к какому положительному результату привести не может. Целостному мiровоззрению большевизма должно быть прежде всего противопоставлено столь же целостное мiровоззрение, и притом не отвлеченное, а жизненное, находящее себе действительное осуществление в жизни людей.
   Борьба с большевизмом настоящая, последовательная, разумная – это борьба за правду Божию против лжи диавольской.
   Это – борьба «сынов Божиих» против «сынов диавола».
   Только тот и может надеяться на успех в этой борьбе, кто сознает себя «сыном Божиим», кто ведет себя и живет достойно этого высокого звания. Кто же, заявляя себя «антибольшевиком», в душе своей остается причастным большевистской идеологии богоборчества, гордыни, бунтарства, своеволия, непослушания и противления Богу и Его Божественному Закону, тот и сам себя, и других обманывает. Не под силу такому борьба с большевизмом, и ни к чему она не приведет.
   Печальные опыты прошлого, казалось бы, всех нас должны были бы научить, что диавольскую силу большевизма победить можно только силою Божиею. Лишь креста Господня боится диавол, а человеческое оружие, вплоть до самой атомной бомбы и всех ухищрений современной разрушительной техники, ему не страшно.
   Еще менее страшны диаволу политические программы, которыми некоторые наивные политические деятели думают запугать и победить большевизм. Бумага ведь все терпит! И разве мы не видели, к чему привели на деле такие прекрасные сами по себе лозунги, как «Свобода», «Братство» и «Равенство»?
   Довольно празднословия и празднописания!
   Кто хочет не на словах, а на деле спасать Россию (а с нею теперь и весь мiр!) от большевизма, тот должен начать с самого себя. Он должен тщательно проверить себя: не живет ли в его собственной душе что-либо от богоборческой идеологии большевизма? нет ли в нём непослушания и противления Богу и Его Божественному Закону? не одержим ли он гордыней, самолюбием и своеволием? не чванится ли он своим материалистическим мiровоззрением и не прикрывает ли им свою порабощённость разным низменным страстям и порокам, оправдывая свои животные инстинкты и считая их законными для себя? не переживает ли он, хотя бы по временам, бунтарского настроения духа, отвергая все высокие духовные авторитеты и ставя ни во что своих законных, от Бога поставленных пастырей, духовных руководителей, родителей, наставников и начальников? не бывает ли в нем резких проявлений грубости, дерзости и разнузданного противления, когда кто-либо или что-либо становится на пути осуществления им его эгоистических, самолюбивых, тщеславных или низменных страстных стремлений и вожделений?..
   Нельзя забывать, что большевизм – это духовная зараза, которой начало болеть наше русское общество еще задолго до революции 1917 года. А потому крайне неразумно, в противовес гнусным хулителям царской России, злословящим то, чего не знают (Иуд. 1, 10), идеализировать полностью все, что было в прежней дореволюционной России. Только крайняя духовная слепота (если не преднамеренная злоумышленность) может оправдывать разного рода вакханалии и безобразные безнравственные явления в нашей эмигрантской жизни тем, что так, мол, было и прежде в царской России. Если бы все было тогда хорошо и благополучно, то не было бы революции, не было бы кровавого торжества большевизма! Не призывал бы еще в те времена наш великий всероссийский пастырь, приснопамятный отец Иоанн Кронштадтский к нравственному очищению, ко всенародному глубокому покаянию, к перемене нравов языческих на христианские, грозя в противном случае неизбежной карой Божией за богоотступничество, за безбожье, за умножение беззаконий.
   А мы – увы! – испытав на себе все страшные, кровавые последствия этого богоотступничества и попав в результате этого заграницу, продолжаем и здесь в основной своей массе идти все тем же путем, который привел нашу Родину к большевизму. Где же тут здравый смысл? Где простая человеческая логика?
   И не к нам ли следует отнести теперь слова великого ветхозаветного пророка Исаии, обращенные им некогда, по повелению Божию, к жестоковыйному Израилю: «Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство?» (Ис. 1, 5).
    И не понимают в большинстве своем православные русские люди, оказавшиеся заграницей, что все наши здешние беды и нестроения, все наши нелады, распри, несогласия, взаимная вражда и разделения, начиная со столь печальных церковных расколов, церковно-приходских смут и волнений, постоянных разладов и распадов в среде наших национальных и общественных организаций и кончая скорбными явлениями развала настоящей, нормальной семейной жизни и обезличением отдельных русских людей, продающих свое первородство за чечевичную похлебку и сливающихся с окружающей их зачастую глубоко преступной средой, – объясняются не чем иным, как живущей в душах их большевистской заразой – духом диавольской гордыни, непреклонно упрямого, до смешного доходящего самолюбия и самомнения, явного или скрытого богоборчества, дерзкого, наглого бунтарства, своеволия, разнузданности, непослушания и противления Богу, Святой Церкви, церковным правилам и установлениям, тысячелетним священным традициям.
   Необходимо, наконец, понять, что кроме большевизма в сфере чисто политической есть еще большевизм духовный, изнутри разлагающий человеческие души, а потому еще более губительный и опасный; что область этого духовного большевизма в настоящее время во много-много раз шире, чем область большевизма политического, и что последний черпает главную для себя силу и поддержку в этом духовном большевизме.
   Духовный большевизм – главная опора большевизма политического в предпринятом им грандиозном плане завоевания всего мiра. И пока мы не обратим должного внимания на борьбу с этим духовным большевизмом в наших собственных душах, на решительное искоренение и преодоление его в нашей церковной, общественной, семейной и личной жизни, бесплодными останутся все наши надежды на какое-то лучшее будущее для нас, для России и для всего мiра.
   И если мы действительно, а не на словах только, стремимся к этому лучшему будущему и к спасению нашей Родины, а с нею и всего мiра от нависшей уже над ним страшной угрозы большевизма, то должны понять, что путь к этому лежит не через нынешнее нездоровое увлечение устройством постоянных парадных банкетов и всевозможных увеселительных собраний, балов и вечеров «с танцами до утра», праздно-мечтательными речами и легкомысленным времяпрепровождением, столь не вяжущимся с серьезностью переживаемого нами времени, а только через полное обновление нашей жизни в духе истинной Христовой веры, в духе подлинной православной церковности, соединяющей нас с Богом и подающей нам ту благодатную силу Божию, без которой невозможно сокрушить сатанинское царство большевизма.
   Ибо «без Мене не можете творити ничесоже», – ясно сказал Господь (Ин. 15, 5).
   

Архиепископ Аверкий ТАУШЕВ


   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION