20.10.2017: НАШ СОВРЕМЕННИК – СЕРГЕЙ КУНЯЕВ
   
    30 сентября в Большом зале московского Центрального дома литераторов состоялся творческий вечер литературного критика, писателя, автора книг о Сергее Есенине, Николае Клюеве, Павле Васильеве, редактора-составителя нескольких десятков поэтических сборников Сергея Куняева – «Писатель и эпоха. Наш современник – Сергей Куняев». Неслучайно в название мероприятия вынесено наименование журнала «Наш современник», с которым связана активная работа Сергея Станиславовича. Собравшиеся на вечере друзья, коллеги, представители культуры и искусства говорили об огромном вкладе в сохранение и изучение отечественной литературы, совершенном им, особенно в деле воскрешения памяти о забытых и репрессированных русских поэтах.
   Вечер начался с показа фильма о Сергее Есенине, с фигурой которой неразрывно связана творческая биография Сергея Куняева. Затем о нем рассказал отец – поэт, публицист, литературный критик, главный редактор журнала «Наш современник» Станислав Юрьевич Куняев. Сначала было увлечение спортом и намерение заниматься им дальше, но за поступлением на филологический факультет МГУ последовало интенсивное изучение литературы, которая и стала делом жизни Сергея Куняева. Готовя книгу к 100-летию Есенина, он сумел получить на Лубянке доступ к 60–70 делам, некогда хранящимся под грифом секретности, связанным с расстрелянными друзьями и родственниками поэта. Книга вышла в свет зимой 1994 года, и в ней отражался взгляд на непростую эпоху. Потом он взялся за сложную фигуру Николая Клюева. Так и обозначилась линия, посвященная жизни и творчеству репрессированных поэтов начала ХХ века. При этом личные интересы и симпатии С.С. Куняева не ограничивались этими временными рамками. Он высоко ценил А.С. Пушкина, но в определенный период от его солнечной лирики отошел в сторону сумрачного, «лунного» М.Ю. Лермонтова, любимого им в юности. На становление Сергея Станиславовича повлиял и известный советский и российский критик, литературовед и публицист Вадим Валерьянович Кожинов. Гостям вечера продемонстрировали фрагмент выступления, где заслуженный мастер выделяет перспективного молодого коллегу.
   Ведущая вечера, директор Бюро пропаганды русской литературы Союза писателей России Алла Панкова выразила мысль, что традиция – это душа державы или сообщества, а Сергей Куняев сделал много для сохранения этой традиции. Несмотря на оказываемое на него давление, будучи неравнодушным к судьбе отечественной литературы человеком, он с энтузиазмом поднимал забытые и закрытые некогда от широкой общественности имена, как, например, Павел Васильев. Этого уроженца Семипалатинской губернии, выросшего в самый разгар становления нового советского человека, но от революционного авангарда обратившегося к теме погибшего сибирского казачества, она назвала истинным пассионарием, наделенным природной хваткой и темпераментом. Возвращение памяти о его творчестве и исследование его биографии Алла Панкова считает неотъемлемой частью русского мира, который строится на правде и справедливости. Поэтому она с гордостью говорит о клане Куняевых, собиравших почти растраченное богатство отечественного литературного наследия ХХ века.
   Затем сам Сергей Станиславович поделился своим видением личности Павла Васильева, который от намеченного пути пролетарского поэта перешел к «Песне о гибели казачьего войска», построенной на перекличке голосов, в основе которой стал переработанный исторический материал с Иртыша. Там ясно просматривается мотив противостояния хранивших вековые родовые традиции казаков сметающему все до основания революционному вихрю.
   Затем Людмила Мальцева, заслуженная артистка России, озвучила перед аудиторией яркие строки вступления к поэме «Соляной бунт». Характерные красочные образы и фольклорный мотив с вкраплениями хлесткого местного говора воссоздают картину веселья на казачьей свадьбе, где описание участников застолья и виновников торжества происходит на фоне сложившегося уклада сибирских казаков, издавна защищавших границы Государства Российского от набегов степняков. Трагедия, связанная с геноцидом казачества, еще впереди, но для понимающего слушателя тем более ценна и драматична воссозданная картина уходящей натуры. Разумеется, в обращенных к народной теме произведениях Павла Васильева большевистские цензоры обнаружили сочувствие к белогвардейцам и антисоветские настроения, поэтому в конце концов поэт был расстрелян, а его творчество, в отличие от того же Есенина, чьи отношения с властью тоже были не так просты, оказалось полностью вычеркнуто.
   От труппы МХАТ имени Горького, возглавляемого Т.В. Дорониной, слова уважения озвучил народный артист России Валентин Клементьев; сыграла партии на фортепиано заслуженная артистка России Полина Федотова; выступил критик, представитель Литературного института им. М. Горького Андрей Воронцов, исполнил песни артист Юрий Назаров, говорил о возрождении памяти репрессированных поэтов заместитель главного редактора журнала «Наш современник» Александр Казинцев. Художник Александр Алмазов вручил Сергею Куняеву репродукцию портрета собственный работы, пополнившей галерею выдающихся современников. Песни на стихи Есенина, Николая Рубцова и Николая Тряпкина исполнила певица Надежда Колесникова.
   Выступавшие каждый по своему передали общую мысль: во все времена традиция живет в исходящем из национальной души литературном творчестве и сохраняется теми, кто готов сберегать это наследие, невзирая на трудности и отсутствие прямого признания и почитания, какое обычно имеют непосредственно писатели и поэты. Но только так, в совокупности, и сохраняется многогранная русская куль-тура.
   

Филипп ЛЕБЕДЬ


   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION