07.12.2017: О СПАСИТЕЛЬНОЙ КРАСОТЕ И... СОБИРАНИИ КАМНЕЙ
К открытию юбилейной выставки Дмитрия Белюкина

   
    14 ноября в Академии художеств РФ состоялось торжественное открытие персональной выставки народного художника Российской Федерации, академика Российской академии художеств Дмитрия Белюкина «Время собирать камни...», приуроченной 55-летию со дня рождения живописца. Несмотря на обширный фонд, в данной экспозиции представлено только около двухсот полотен, преимущественно пейзажи – русские и европейские, виды Святой земли и Афона, а также ряд исторических картин. В столетний юбилей революции художник намеренно отказался от цикла о Гражданской войне, обратившись к вечной идее спасения мира через красоту и гармонию.
   Посетители могут увидеть новый монументальный триптих «Иерусалим. Рассвет» и другие виды главного города Святой земли, написанную в прошлом году работу «Панорама Восточного побережья Афона с монастырем Ставроникита и кельями», Дохиар и еще множество пейзажей Святой горы, написанных в результате нескольких ее посещений, Иверский монастырь и природу Валдая, а также Херсонес, Рим и другие живописные места, оставившие след в душе живописца. Крым фигурирует и в батальных полотнах, таких как «Последний подвиг эскадры». Военная тематика картин Д. Белюкина имеет обширную география и историю: Бородино, Балаклавская бухта, Полтава и другие ключевые места славы и доблести русских солдат, над которыми вечным несокрушимым идеалом командира встает фигура Александра Васильевича Суворова.
   Ну и конечно, на радость гостям на выставке, открывшейся в юбилей трагического Октября 1917 года, занимает свое законное место портрет Государя Императора Николая II с супругой Александрой Федоровной и Великой княгиней Елизаветой Федоровной.
   Большинство выставленных в залах Академии художеств картин лишены действующих лиц и на первый взгляд идеологического наполнения, однако при более вдумчивом взгляде в теплые и нежные тона неба на закате, уютные и знакомые русские пейзажи, величественную стать древних городов рождается чувство всеобъемлющей гармонии и красоты мира. Дмитрий Белюкин тонко чувствует ее, что передает в деталях и отдельных штрихах. Как отмечалось на церемонии открытия, он сумел затронуть особые струны души нашего общества, в своих полотнах охватывая историю и пространство России и мира.
   Вице-президент Российской академии художеств Таир Салахов вспоминал первую выставку Д.А. Белюкина в Царской башне Казанского вокзала и констатировал, что тот прошел большой путь. Президент Российской академии художеств Зураб Церетели просто сказал, что таких людей стоит носить на руках. Первый секретарь Академии художеств Николай Боровской отметил, что художник «поет свою песню своим голосом, не пытаясь подстроиться под какую-то моду, что требует мужества и таланта». Ректор Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова, где учился мастерству юбиляр, Анатолий Любавин также вспомнил выставку в Царской башне и выразил огромную благодарность своему выпускнику за выполняемую им воспитательную работу в отношении граждан и молодых художников. Академик РАХ, народный художник СССР Александр Шилов выразил мнение, что «искусство не следует делить на современное и классическое, потому что оно либо есть, либо его нет, а художник – это состояние души, помогающее достучаться до сердца других людей». Он уверен, что Д.А. Белюкин именно такой самобытный мастер, который сумел найти свой путь и, делая то, что для общества необходимо, нашел живой отклик. Недавно отметивший собственный юбилей ретроспективной выставкой в Манеже народный художник Российской Федерации Василий Нестеренко высоко оценивает навыки и талант своего коллеги, видя отражение души и поэзию в его творчестве. Академик РАХ, народный художник России, член Союза художников СССР, скульптор Салават Щербаков назвал Д.А. Белюкина мастером, представляющим искусство ХХ века в XXI столетии, сохраняющим традиции в переменчивое время для следующих поколений. По оценке С.А. Щербакова, Дмитрий Белюкин – реалист с собственным узнаваемым стилем и вместе с В.И. Нестеренко является русским богатырем в живописи, с помощью красок передающим великое наследие России и любовь к Родине. Народный художник РФ, действительный член Российской академии художеств, акварелист и педагог Сергей Андрияка заявил, что Д.А. Белюкин вдохновляет его самого на работу и вызывает желание учиться у него.
    Также отмечали заслуги юбиляра Верховный атаман союза казаков России А.Г. Мартынов, Н.В. Куликов, представители Императорского палестинского православного общества и Военно-исторического общества и другие почетные гости. Художник получил ряд наград и дипломов, а также торт в форме палитры – от коллег по цеху. Приветствуя публику, он признался, что счастлив слышать высокую похвалу от профессионалов, и поблагодарил Российскую академию художеств за теплый прием.
   Несмотря на то что юбиляра ежесекундно поздравляли друзья, коллеги и гости, представитель газеты «Русский Вестник» также успел пообщаться с ним в радостный момент открытия и уточнить особенности выставки с библейским названием «Время собирать камни...».
   
   Дмитрий Белюкин: Надеюсь, концепция прочитывается. Это не только ветхозаветные и новозаветные пейзажи, связанные с Иерусалимом, Галилейским морем, Иорданом и другими святынями, такими как Святая гора Афон или какие-то труднодоступные монастыря на севере России. Это связано с попыткой посоветовать зрителю остановиться, прекратить эту нескончаемую гонку и чуть-чуть полюбоваться тем, как красив мир. Если это дается художнику и тот пытается в своих работах с Божьей помощью отобразить красоту мира, то зрителю чуть проще: ему даже не нужно куда-то ездить. Главное – найти время, чтобы остановиться. Будь то выставка или какое-то хорошее произведение в театре или кино, что сейчас очень редко, как мы знаем, или какая-то книга, или музыка. Но главное – остановиться и собрать камни в душе. Не кивать на политику, на то, что кто-то виноват, а просто подумать о гармонии, которая разлита в этом прекрасном мире. Вот чуть-чуть приблизиться к этой гармонии – моя главная стратегическая задача.
   
   Русский Вестник: Вы подбирали работы последних лет, и какие-то картины не вошли в экспозицию...
   – Да, моей «Белой России» нет. Из белогвардейского, а точнее, цикла, посвященного столетию Русской смуты, – я не могу потреблять слово «революция», потому что для меня это – столетие Русской трагедии – только одна картина «Осколки», которая тоже о созидании. Там мальчик, чьи, может быть, родители и старшие братья сожгли усадьбу, пытается сложить осколки. Она написана 21 год назад, но не потеряла актуальности и сейчас. Мы так, по сути, и не начали ничего складывать.
   – А какие Вы бы сформулировали главные ценности в столетие великой трагедии, которые помогли бы нашему обществу и стране?
   – Я их уже озвучил и буду повторять сотни раз: что мир прекрасен, что разлитая и каждому человеку щедро изливаемая Спасителем красота мира и является благословением на то, чтобы мы преодолевали трудности без уныния, чтобы мы старались радоваться жизни и понимать, что мы, в общем-то, счастливы. Мы привыкли говорить только о трудностях, но я хочу сказать, что мы счастливы уже потому, что есть эта красота. Это и есть главное в моей концепции.
   Выставка «Время собирать камни...» выставлена в залах РАХ до 3 декабря.
   
   

Филипп ЛЕБЕДЬ


   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION