09.03.2018: СВЯТАЯ РУСЬ И НЕБЕСНАЯ СЕРБИЯ – ВСЕЛЕНСКИЕ ЛИКИ
Выступление писателя Ранко Гойковича на учредительном собрании Общесербского славянского движения
Текст обращения к участникам заседания Учредительного собрания Общесербского славянского движения как своего рода программные принципы для будущей работы Всесербского Славянского Движения

   
   
    Уважаемые братья и сестры, дорогие славянские друзья, дамы и господа, Бог в помощь!
   Что касается истории и жизни «Сербского славянского движения», то я, будучи его участником, высказывался о том, что нет необходимости повторять всем известные вещи. Но поскольку я инициировал это собрание, я счел необходимым написать о своём опыте этого прекрасного понятия «славянство», конечно, и через определенную историческую призму. Полагаю, это может быть интересно и более широкому кругу читателей.
   XIX век мы по праву можем назвать веком Славянства. Пробудившийся в эту эпоху славянский мир был преисполнен активности. Однако здесь необходимо выделить два важных события в истории Славянского движения: Пражский конгресс в 1848 году и Российский конгресс в 1867 году, чей юбилей был отмечен в 2017 году на нашем «корабельном» съезде.
   Наряду с демонстрацией готовности славян противостоять немецкому высокомерию (упомянем тут Большой национальный конгресс немцев, организованный в 1832 году под Мюнхеном, где были выражены радикальные идеи методов собирания раздробленных германских земель), Пражский конгресс, несомненно, нёс в своём духе не всеми явственно ощущаемый антиправославный настрой. Не секрет, что отдельные вожди Пражского конгресса были масонами высоких степеней посвящения, и за экуменическими, а иногда и антирелигиозными лозунгами проступали контуры пропаганды революционных идей, воплощение которых залило Россию реками крови.
   Поэтому неудивительно, что представители славянофильских кругов в России с самого начала полемизировали с экуменическими выводами Пражского конгресса. Они признали необходимость объединения славян, но на других основах. Славянофилы основали в 1858 году Московский славянский благотворительный комитет, который помогал славянским студентам в Москве, а позже они сами были главными организаторами знаменитого Всеславянского конгресса в 1867 году (150-летие его ознаменовалось круизом на теплоходе «Княжна Анастасия»).
   Но если причиной усиления панславизма и Пражского конгресса было «наступление германизма», то причиной организации Славянского комитета (160 лет исполняется в этом году) было «наступательное латинство» или, если угодно, – папизм.
   В начале 50-х годов XIX века в южнославянских краях началась сильная иезуитская пропаганда, целью которой было пресечение стремления славян к сближению с Россией (не лишним будет процитировать письмо иезуита Копитара Метернику: «Сербская Православная Церковь, сохраняя древний язык Святого Саввы, стремится сохранить языковую разницу между православными и римско-католическими славянами, и, следовательно, более чем когда-либо Вена должна была поддержать реформу Вука Караджича, поскольку он отметает эту разницу, и главное препятствие на пути перевода сербов в католичество будет удалено навсегда. Со временем Белград сам собою попадёт в наши руки»).
   В Версале и Париже основываются библиотеки святых Кирилла и Мефодия. Славянофилы считали, что на иезуитское наступление можно ответить только демонстрацией единства славянского мира. И Тютчев, который жил за пределами России, связал славянский вопрос с религиозным. В знак признания сильного развития славянофильского движения во второй половине ХХ века Ватикан провозгласил в 1888 году братьев мира Кирилла и Мефодия святыми Римской церкви.
   Почему именно тогда?
   Потому что в Римской церкви всегда преобладал политический момент. Просто они поняли, что апостолы Славянства могут быть использованы в интересах Римской церкви. Славянское самосознание на тот момент достигло высокого уровня, и дальнейшая борьба Ватикана против Святых Братьев была бы просто контрпродуктивной.
   Принято простое решение: привлечь славян на свою сторону, хотя каждому серьёзному исследователю ясно, что культ святых Кирилла и Мефодия в Римской церкви является сознательным обманом и преднамеренной фальсификацией истории. Типичная картина римско-католической так называемой церкви – то, что Рим проклял и осудил их на смерть 1000 лет назад, а теперь, видя, что это может принести корысть, канонизируют их в лике святых.
   Ушли в могилу как проклятые Римской церковью, а через тысячу лет канонизированы! Как ещё назвать это, если не жалким лицемерием. Иоанн Павел II идёт дальше и в 1985 году объявляет святых братьев «предшественниками экуменизма»!
   В «Послании сербам из Москвы» всё сказано: «Чисто человеческим оружием я не могу защитить славян. Только братолюбие и единство освобождают нас, а в основе братолюбия – вера как “высший социальный принцип”. Революционный лозунг “Свобода, братство, равенство” в атеистическом толковании приобретает совершенно иной характер: свобода без Бога и без любви к ближнему превращается в разврат и жестокость».
    Хомяков предупреждает нас, сербов, чтобы мы остерегались соблазна стать «европейцами», поскольку в погоне за модой стали бы духовными рабами. «Нельзя петь чужим голосом или ходить красиво чужими шагами», – отмечает Хомяков, указывая на бесчисленные жертвы немецкого «Просвещения».
   В 1863 году Самарин пишет в журнале «День» знаковый текст «Как относится к нам Римская церковь?», в котором доказывается невозможность существования светской, основанной на неком внерелигиозном фундаменте, мировой цивилизации. Самарин указывает на несовместимость латинства и славянства. Полонизм как вооруженная пропаганда латинизма против православных русских и хорватство как вооруженная пропаганда латинизма против сербов являются основной причиной мятежа. Таким образом, отношение многих поляков и хорватов к русским и сербам во многом сформировала именно иезуитская пропаганда.
   
   Достоевский также указывает на духовный союз всех славян вокруг России как единственную надежду на выживание Славянства. И для Данилевского религия – главный стержень русской жизни. Итак, Славянство существует, оно многочисленно, оно сильно. Кредо великих русских славянофилов заключается в том, что для выработки культуры славянизма необходима сила, которой обладает только Россия.
   Согласно мнению «изначальных славянофилов», славянское братство носит оборонительный характер, а Славянский мир, объединившийся вокруг России, должен возглавить мировое просвещение благодаря наличию внутренних духовных сокровищ, которые хранятся в недрах Славянства. Только объединенное Славянство, возглавляемое Россией, может противостоять Западу и сохранить национальную идентичность славян.
   По словам Аксакова, истинная цель Австрии – обезличить славян, превратить их в материал для европейской романо-германской культуры, впитать их в толстое германское тело наряду с лужицкими сербами и прибалтийскими славянами. Разве это не настоящая цель ЕС сегодня? И святитель Николай рассуждает подобным образом, и в конце своего обзора о Римской вере он заключает: «Славяне не имеют никакого смысла в жизни и никакой миссии в мире без Православия. Рим всегда был и всегда оставался кровным врагом славянским народам, беря у них только деньги и называя их варварами».
   Ранке подчеркивает, что русские и сербы всегда побеждали, когда Россия была в состоянии помочь. Но, к сожалению, король Милан больше походил на генерал-губернатора Австро-Венгерской империи, чем на короля Сербии. Забыл о невероятной волне русских добровольцев.
   Славянский комитет не ожидал такого восторженного отклика русских добровольцев. Перед Аксаковым падали на колени тысячи молодых людей, умолявших направить их в Сербию... Достоевский истолковывал это воодушевление как свидетельство того, что в народе зрела мысль о том, что «Россия является хранителем Вселенского Православия».
   Добровольцы поехали в Сербию, не чтобы покорять или что-то обретать, но чтобы освободить угнетенных мучеников. «Славянский марш» Чайковского, «Ода Славянам» Тютчева и подобные им крупные произведения свидетельствуют о полном энтузиазме в России.
   На Конгрессе сербы были встречены более чем трогательно. Сын Пушкина участвовал в освобождении Ниша. Среди русских добровольцев мы находим графов и князей (навскидку вспоминаются пензенские дворяне Киреевы)…
   Победа на Балканах куплена кровью десятков тысяч русских солдат и добровольцев. Согласно различным источникам, только в Русско-турецкой войне 1877–78 годов потери русских воинов составляли от 16 000 убитых и 7000 умерших от ран и болезней – до 36 500 убитых и 81 000 умерших. А в целом в войнах с Турцией Российская Империя потеряла более сотни тысяч погибшими. Но величие русских и в том, что они не замыкаются в узких интересах. Как писал Достоевский: «Нация, лишённая бескорыстного желания жить высшими целями, непременно погибнет».
   Русский народ – это не народ-завоеватель, но в отличие от западных народов он является нацией освободителей.
   Стоян Ковачевич «партизанит» против Австро-Венгрии. Приоритет духовных ценностей, потерянных на Западе, по-прежнему сохраняется в Славянстве. Начала любви и гармонии живут в славянском, а не в западном мире. Однако источник замутнён славянскими братьями римо-католиками. Это не значит, что мы должны отречься от них, и сейчас нашёлся бы «бравый солдат Швейк» из непревзойдённого романа Ярослава Гашека.
   Но ещё меньше стоит и дальше распевать тошнотворные песни о ложном братстве-единстве. Из истории нужно извлечь уроки. Внутри Славянского мира возможны (и желательны) самые разные союзы.
   Святая Русь и Небесная Сербия – вселенские лики.
   Мелодии колыбельных у сербов и у русских весьма схожи. Пока люди будут почитать свои святыни, изучать свою историю, будут близки к своей земле, никакой «духовный эсперанто» им не будет страшен.
   По мнению великих славянофилов, православная вера, независимое мнение и братство являются источниками, питающими внутреннюю жизнь славян. Киреевский, Хомяков, Самарин считали, что неправославная религия разъединяет славян. Антинациональная направленность католицизма и протестантизма, разрушительная роль иезуитской пропаганды в истории России и Сербии, религиозная нетерпимость были совершенно чужды великим славянофилам.
   Всякий фанатизм связан с невежеством, а славянофилы, конечно, не были невежественны. В отличие от, например, нашего Доситея, русские в среде великих славянофилов уже в середине ХIХ века имели подлинное философски-просветительское учение, которое ставило европейский рационализм на то место, которое ему принадлежит.
   
   Например, один из великих славянофилов Иван Васильевич Киреевский получил первоклассное образование в ведущих европейских университетах, учился непосредственно у Гегеля и Шеллинга и не был чурбаном, который бы напихивал в свою «тыкву» всё без разбору. Поэтому мы также считаем, что истинное славянофильство можно построить только на основе мировоззрения, которое исповедовали подлинные славянофилы.
   Сербско-российское сотрудничество может стать основой, на которой будет построен Союз Славянских Народов. Но необходимо преодолеть многие предрассудки и пропаганду Запада как вечного неприятеля славян. Духовное возрождение России и Славянского мира мира должно стать началом новой эпохи в истории.
   Всё сказанное выше можно свести к трём основным моментам.
   1. Всесербское славянское движение должно стремиться к искреннему и братскому построению лучших связей со всем Славянским миром, с четким пониманием того, что Рим и Брюссель (читай: Ватикан и НАТО) являются заклятыми врагами Славянства.
   2. Всесербское славянское движение должно работать на особых отношениях с единокровной и единоверной Россией как смысловым центром и гарантом свободы всего славянского мира.
   3. Всесербское славянское движение не является и не будет строго идеологически окрашенным, но блестящая философская мысль, оставленная великими русскими славянофилами, несомненно, станет основой работы Всесербского славянского движения.
   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION