06.05.2018: НИКОЛАЙ II – ЦАРЬ ВСЕХ РУССКИХ И НОВАЯ СИСТЕМА КООРДИНАТ
Круглый стол Общества «Двуглавый Орел» в Общественной палате РФ

   
   
    11 апреля в зале «Столыпин» Общественной палаты Российской Федерации по инициативе Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый Орел» состоялся круглый стол «Царский выбор Николая II: к 150-летию со дня рождения и к 100-летию расправы». Своим напутствием форум открыл председатель Комиссии по вопросам благотворительности, гражданскому просвещению и социальной ответственности Общественной палаты РФ, настоятель храма Николая Чудотворца и храма Иоанна Предтечи в Санкт-Петербурге протоиерей Александр Ткаченко. Он признал, что трагические события вековой давности требуют осмысления, и пожелал сделать правильные исторические выводы. Присоединился к приветствию С.Ю. Рудов, член Комиссии по вопросам благотворительности, гражданскому просвещению и социальной ответственности Общественной палаты РФ.
   Председатель Общества К.В. Малофеев предложил в светлый праздник Воскресения Христова подходить к теме в радостном настроении, ведь ближайшая к нам дата – не 100-летие казни, а 150-летие со дня рождения Государя. Константин Валерьевич уверен, это лучший правитель России в ХХ веке, но оболганный советской официальной наукой. Историю пишут победители, а царю победить не позволили. Его подход к экономике может быть примером и сегодня, когда этот аспект является главным критерием эффективности государства. Однако грандиозный экономический рост Российской Империи начала ХХ столетия инициировал предательство элит, поскольку был связан с ростом иностранных инвестиций, и капиталисты, распоряжавшиеся частью ресурсов империи, захотели получить власть, сосредоточенную в руках государя. Самодержавный порядок их не устраивал, ведь они преследовали личную выгоду, а царь думал о благосостоянии всего народа. Этим Константин Малофеев объясняет вовлеченность элит в формирование экономической основы заговора Февраля 1917 года. Зато для него неоспорим духовный расцвет эпохи Николая II, поскольку, начиная с его отца Александра III, правители снова возвращаются к самосознанию русских самодержцев – носителей идеи Третьего Рима. Личная религиозность царя была залогом возвращения допетровской симфонии, но всестороннего расцвета не дождались. Однако выбор царя остаться со своим народом в горе и радости, направивший его на Голгофу, характеризует его как Царя всех русских и в вечной жизни. Докладчик уверен, что при желании он сумел бы найти убежище в одной из западноевропейских стран, как делали другие свергнутые монархи, но он остался и принес себя в жертву за страну, благодаря чему сегодня люди снова могут встречать православные праздники, Бог и Церковь вернулись в нашу жизнь. Поэтому вспоминать о Царе страстотерпце можно только с гордостью и восторгом.
   Следующее выступление придало встрече практическое направление. Председатель наблюдательного совета Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества А.В. Громова поделилась опытом сотрудничества государственных, церковных и общественных организаций в вопросе сохранения исторической памяти о Царской семье. Анна Витальевна подчеркнула, как важно смотреть на 300-летнее правление династии Романовых через призму консервативного мышления, избавившись от мифологем и нелицеприятных штампов. Поэтому Общество сосредоточено на освещении жизненного пути Великой княгини Елизаветы Федоровны, а также благотворительной и общественной деятельности Царской семьи, особенно императрицы Александры Федоровны, моральный облик которой до сих пор чудовищно искажен в массовом сознании. Программа строится на том, что нужно не убеждать в чем-то аудиторию, а просто показывать, как и что было на самом деле.
   К столетию гибели Царской семьи проложены «маршруты памяти»: станция Дно, Царское село, Тобольск, Пермь и другие места. Так, в рамках национального проекта «Императорский маршрут» 26 апреля в Тобольске, в здании, где Государь содержался под арестом с августа 1917 по апрель 1918 года, открывается первый Музей императорской семьи. Готовится ряд мемориальных мероприятий в Перми, где 13 июня был убит Великий князь Михаил Александрович. Далее казнь царственных и алапаевских мучеников 17–18 июля. Последние даты – убийства в Петропавловской крепости в январе 1919 года. Значимым объектом может стать единственная сохранившаяся императорская усадьба в Подмосковье – Ильинское-Усово, которое Александр II приобрел для своей супруги Марии Александровны в 1864 году. В архивах уцелело немало фотокарточек из жизни Александ­ра III, Николая II и членов императорской семьи, снятых там. Сейчас здание является собственностью небезызвестного В.Ф. Вексельберга, но на прилегающей территории удалось восстановить храм, где ведется активная приходская и общественная жизнь. По оценке А.В. Громовой, это живое место памяти, где люди обращаются к святой Великой княгине Елизавете Федоровне и где проводятся круглые столы и выставки. Сейчас ведутся переговоры с администрацией Красногорского и Одинцовского районов по вопросу превращения Ильинского-Усова в туристско-паломнический комплекс. В в них участвуют церковные организации, информирован митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Усадьба уже заявлена центром епархиальных торжеств в этом году; к именинам святой княгини осенью приурочены концерт и крестный ход, объединяющий части усадьбы, расположенные на разных берегах. Администрация Одинцовского района согласилась передать под музей здание школы, которое было выстроено на личные деньги императрицы Марии Александровны 150 лет назад. Всего в Ильинском-Усове восемь объектов, которые могут стать музеями усадебного хозяйства, просвещения, милосердия (посвященные деятельности русского Красного Креста). Все это позволило бы продемонстрировать обширную благотворительную деятельность Царской семьи.
   Ежегодно проводятся Елизаветинские чтения и крестные ходы. Проект «Елизаветинское наследие сегодня» демонстрирует карту многочисленных организаций в регионах России и зарубежья. Активны немецкие коллеги из Гессена – родины Великой княгини Елизаветы Федоровны и последней императрицы Александры Федоровны. Плодотворные форумы проводились в Дармштадте, в Крыму, Алапаевске и других местах. Всегда участвуют елизаветинцы из монастыря Марии Магдалины на Святой земле. Такие встречи консолидируют московских и местных специалистов, рождают новые инициативы по всей стране. Отдельным направлением остается установка памятников. Два изваяния Елизаветы Федоровны появились в Алапаевске и Перми, через полгода у Никольской башни Московского Кремля, где был убит Великий князь Сергей Александрович, должен быть восстановлен крест. Болевой точкой Анна Громова назвала московское кладбище героев Первой мировой войны, основанное по инициативе Елизаветы Федоровны, и выразила надежду, что после 2018 года все-таки удастся возродить его как священное место памяти.
   Директор канцелярии Дома Романовых А.Н. Закатов говорил о канонических и правовых аспектах почитания Царственных страстотерпцев. По его замечанию, еще при жизни было трудно представить более оклеветанного монарха, чем Николай II, причем распространителями слухов становились не идейные революционеры, а представители элит. Несмотря на все успехи империи, в массовом сознании укоренялась извращенная картина. Даже расстрел Царской семьи был встречен довольно равнодушно; патриарх Тихон все же решился отслужить панихиду «по рабу Божию Николаю», хотя на Архиерейском соборе звучали голоса против. Тогда Церковь признала убийство, но только в 90-е годы государство в установленном порядке подтвердило факт смерти всех членов императорского дома, казненных в 1918–19-м годах. В 1929 году митрополит Антоний (Храповицкий) объявил 16 июля днем скорби всех русских, и Зарубежная Церковь начала работу по канонизации, которая состоялась на Архиерейском Соборе РПЦЗ 1984 года. При этом не только советская пропаганда, но и определенные круги эмиграции поддерживали негативное отношение к Царю страстотерпцу. Потребовалось много времени и правовых усилий, чтобы через суд в 2008 году добиться признания Генеральной прокуратурой очевидного факта репрессий и казни Николая II. Порой звучат слова, что святые в реабилитации не нуждаются, но Александр Закатов подчеркнул, что в этом нуждаемся мы сами, если мы не хотим, чтобы наших святых продолжали считать государственными преступниками. В год 150-летнего юбилея и 100-летия убийства Государя он призвал холоднокровно реагировать на нападки и отмечать даты как светлые дни памяти первых христианских мучеников.
   Главный редактор телеканала «Царьград» М.Б. Смолин говорил о неискоренимости монархического сознания в менталитете наших современников. По его оценке, последние выборы в РФ показали предпочтение большинством граждан нынешней президентской автократии левому повороту или либеральной погрешности. Образ суверенной сильной державы ассоциируется с автократией, хотя конкретно монархическая форма пока не проявлена. Как писал Н.Я. Данилевский, при конституции и парламентаризме народ бы принял внешнюю обрядовость и выбирал бы депутатов, но в роли царских слуг. Вот и сегодня граждане испытывают все меньше интереса к депутатским выборам. Недавний опрос ВЦИОМ показал, что 28% респондентов не против возрождения монархии, а в возрасте 18–34 лет этот результат колеблется около 35%, среди москвичей и петербуржцев – до 37%. Михаил Борисович уверен, что автократичность нынешнего правления В.В. Путина органична русскому сознанию и пониманию власти, где сформировался запрос на монархический спектр. В условиях новой «холодной» войны докладчик видит спасение в обращении к глубинным национальным традициям, а в кризисные времена монархия эффективнее активизирует нравственные и психологические особенности русского народа.
   Главный научный сотрудник Института российской истории РАН В.М. Лавров рассматривал дореволюционную Государственную думу как представительство капиталистических кругов, сравнивая с Земским собором, в действительности выражающим интересы всего народа. Буржуазная Дума в итоге оказалась революционной, а альтернативой манифесту 17 октября 1905 года могло бы быть только жесткое подавление революции, на которое Государь не решился, пожалев людей и даже не предполагая, какой кровью потом зальют страну революционеры. Вячеслав Михайлович убежден, что наличие Земского собора как народного представительства помогло бы Николаю II сохранить власть. Он добавляет, что сегодня Совет Федерации не избирается народом, а жизнь в Госдуме еле теплится, в то время как зреют новые коллизии и России предстоит выбираться из постсоветского безвременья.
   Историк П.В. Мультатули назвал 2018 год царским ввиду того, что к двум вышеназванным датам добавляется 200-летие Александра II, отметив, что в нормальном обществе юбилей царя-освободителя праздновали бы целый год, но у нас встречают молчанием. Однако Царская Голгофа остается ключевым событием, а личность Николая II сегодня стала не только исторической и церковной фигурой, но и знаменем, которое поднимают православные христиане и люди, верящие в Россию – в настоящую Россию. Петр Валентинович заявил, что православный царь не мог утопить революцию в крови, и ему приходилось проводить свою политику и грандиозные реформы в условиях перманентной войны с обществом. Политехническая школа, участковые врачи, план электрификации – какие бы инновационные идеи ни возникали в правление Николая II, все было априори плохо, потому что «прогрессивные» слои дышали идеей, что монархия – атрибут отсталости. Как заключил историк, сторонники отречения прежде всего отказывались от Бога, а потом уже от Его помазанника. Петр Мультатули посетовал на то, что стало уделяться слишком много внимания второстепенным деталям, когда важнее напоминать обществу о том, что Николай II – это исключительная личность, в которой сходились персональные достоинства и целомудрие, любовь ко Христу и России. Николай II – это другая система координат, отличная от ложных западных систем коммунизма и либерализма, которыми мы жили ранее и которые рухнули. По этой причине его личность будет и далее мишенью апологетов этих систем, но в утешение историк отметил, что наше современное общество даже лучше, чем в 1917 году, поскольку сегодня в нем есть православная монархическая интеллигенция, собирающаяся вокруг фигуры русского Царя страстотерпца.
   Директор информационно-аналитических программ Фонда исторической перспективы А.А. Музафаров констатировал: несмотря на сотни книг, мы до сих пор мало знаем о Государе. Он отметил, что это заседание проходит в здании бывшего городского начального училища имени Николая II, построенного в 1913 году, как маленького кирпичика в грандиозном здании российского просвещения, возводимого императором. Александр Азизович полагает, что нам не хватает трудов, описывающих работу царя по созиданию России. Государь работал с министрами, выслушивал все стороны и потом принимал сложные решения. Есть отдельные исторические эпизоды, но нет монографии, дающей полную картину его государственной деятельности, которой самое время появиться.
   Руководитель Новосибирского отделения «Двуглавого Орла» Е.А. Цыбизов рассказал об организованной Обществом научной конференции, где впервые научные круги признали основание Новониколаевска Николаем II, но это только шаг на пути к общественному признанию этого факта. Предстоит трудная работа в этом направлении в городе «красного пояса» с мэром из ЦК КПРФ. Евгений Александрович призвал аудиторию поддержать принятую резолюцию, чтобы далее восстанавливать историческую справедливость.
   Заслуженный художник РФ Ф.А. Москвитин, вернувшийся из Свердловской области, говорил о том, что имена убийц довлеют над порядочными екатеринбуржцами, и рекомендовал организовать подпись петиции во время крестного хода или иных мемориальных акций, чтобы вернуть адекватную топонимику в область. Его поддержал Константин Малофеев и предложил Общественной палате РФ со­здать рабочую группу, которая рассматривала бы во всероссийском масштабе подобные дела, проводила бы слушания с приглашением историков, которые могут рассмотреть причины, почему именем того или иного террориста и убийцы названа очередная историческая улица. Сергей Рудов заявил, что Общественная палата готова предоставить площадку и поддержать инициативу, но призвал быть активнее в просветительской работе с гражданами.
   От Русского имперского движения выступил Алексей Климин, который заявил, что Николай II отдал жизнь за духовный мир Традиции под натиском наступающего абсурдного мира материализма, разрушения иерархии и символизма, в котором коммунизм и либерализм попеременно проводили десакрализацию ценностей, создав бездушного потребителя. Сопредседатель Международного Ильинского комитета А.И. Шарипов вспоминал, как сербы были удивлены, обнаружив памятник Николаю II в Москве только за оградой Новоспасского монастыря. Он советовал учиться у сербов отношению к последнему русскому Царю как к великому правителю и рыцарю, боровшемуся за христианскую цивилизацию.
   
   

Филипп ЛЕБЕДЬ


   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION