15.05.2018: ПРОСВЕЩЕНИЕ С МОНАСТЫРСКИМ УКЛАДОМ
   
   
    Этой весной вместе с делегацией Изборского клуба представитель газеты «Русский Вестник» посетил уникальное место, соединяющее опыт аскетической монастырской жизни и классического образования царской России и являющееся альтернативным образцом культурно-образовательного центра на православной основе, современным фермерским хозяйством и богадельней одновременно. Это Православная обитель – братство милосердия Свято-Алексиевская пустынь, расположенная в Переславском районе Ярославской области, своим примером демонстрирующая, что можно сделать фактически на пустом месте, имея веру, строгое следование выбранной концепции и грамотный подход к распоряжению средствами.
   Первая и единственная классическая православная гимназия в современной России, кадетский корпус, школа искусств, интернат для детей с трудной ситуацией, в который теперь стремятся направить своих отпрысков уже влиятельные и состоятельные семьи, чтобы дать им особое образование и воспитание. Дополнительным источником материала и знаний для учащихся служат более двадцати музеев, где насчитывается около 80 тысяч единиц хранения, и самая большая частная библиотека в стране: до 500 тысяч томов, из них до 15 тысяч редких старинных книг. Там, где заканчиваются учебные корпуса, начинаются фермы, птичники, коровники и засеянные поля, и всё это в окружении живописных лугов и лесов Среднерусской равнины. Обитель живёт молитвой и каждодневным аграрным трудом, стремясь максимально обеспечить основные потребности своих насельников, и представляет собой теистический социальный механизм, созданный в парадигме Православия.
   
   С 2012 года по решению митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона Пустынь имеет статус архиерейского монастырского подворья. На процесс признания также благотворно повлиял митрополит Феодосийский и Керченский Платон. С её Фундаментальной научной библиотекой установила связь Библиотека Российской академии наук, а музеи Пустыни теперь сотрудничают с Дарвиновским музеем, Биологическим музеем имени Тимирязева, Зоологическим музеем РАН в Петербурге и Геологическим музеем РАН в Москве и другими авторитетными государственными научно-выставочными центрами. Однако ещё недавно на месте обители были в основном руины пустыни, находившейся на этом месте столетие назад и относившейся к Феодоровскому женскому монастырю. После бесчинств большевиков Алексиевская пустынь была разорена, и к 90-м годам ХХ века сохранилось только здание разгромленного храма Алексия, человека Божия, фундаменты прежних строений и запустение. В 1991 году в эти края пришёл отец Пётр, в то время ещё протоиерей Алексий (Василенко), озаботившийся восстановлением храма и тем, куда устроить детей-сирот и нуждающихся из здешней заброшенной деревни Новоалексеевка. Тогда с учреждений для детей из неблагополучных семей и приюта и началось восстановление обители. Постепенно увеличивалась община, а с ней разрасталась структура Свято-Алексиевской пустыни, превращающейся в тот сложный и уникальный комплекс, которым она является сегодня. Развитая система подсобного фермерского хозяйства в значительной степени помогает обители жить за счёт возделываемой земли и собственных продуктов, но этого всё равно не хватает без пожертвований и помощи меценатов. Однако, по признанию иеромонаха Петра, вплоть до легитимизации 2012 года отстроившие всё это в чистом поле люди находились фактически в положении изгоев. Все насельники задействованы не только в духовной жизни, но и в хозяйственной или преподавательской деятельности. Несмотря на то что обитель не является монас­тырём в буквальном смысле, все здесь фактически соблюдают монастырский устав, что способствует эффективному функционированию её организма.
   Пустынь полна жизни: её обитатели заняты своими насущными делами и не обращают внимания на очередную делегацию, поскольку привыкли к частым экскурсиям. Гости из окрестных городов и издалека приезжают сюда, чтобы своими глазами увидеть коллекции музеев, которые тоже начали собираться менее тридцати лет назад. На первый взгляд, трудно представить, как на таком относительном небольшом пространстве уместились столько экспозиций и достойных изучения коллекций, но подопечные иеромонаха Петра могут изучать историю, географию и палеонтологию, читая оригинальные архивные записи XV–XVII веков, рассматривая античные амфоры, окаменелости трилобитов, аммонитов и даже скелеты маленьких динозавров.
   В эту систему входят: Музей креационного естествознания, Музей естественной истории, Музей изящных искусств, Музей дворянского быта, Музей классических древностей, Музей Востока, Музей этнографии народов мира, Музей этнографии и быта русского народа, Литературный музей и Музей народной живописи, нумизматический кабинет, церковно-археологический кабинет, собрание фарфора, мемориальная аудитория академика Раушенбаха и ещё ряд самостоятельных музеев и экспозиций. Примечательно, что в коллекциях присутствуют буддийские тханки, мандалы, статуэтки Будды или танцующего Шивы. Напротив каждого экспоната помещена маленькая иконка или крест, чтобы посетитель, изучающий сакральный образ другой религии, склонялся не перед ним, а перед христианским символом. Таким образом, просветительская миссия неразрывно следует за православным вероучением. При этом, гуляя по коридорам учебных корпусов, можно ознакомиться с отдельной коллекцией афоризмов и сентенций мудрых людей всех эпох и национальностей, призванных мотивировать учащихся. Здесь соседствуют Гёте и Гораций, Теренций и Шиллер, Квинтилиан и многие другие, чьи наставления выходят за рамки этнических или религиозных моделей мировосприятия, не вступая в противоречие с христианскими ценностями.
   
   

Основатель Свято-Алексеевской пустыни иеромонах Петр (Василенко) беседует с членами Изборского клуба генерал-полковником Л.Г. Ивашовым и главным редактором «Русского Вестника» О.А. Платоновым


   
   Отдельного внимания заслуживают Музей путешествий и великих географических открытий и кабинет Фёдора Конюхова: знаменитый православный мореход давно покровительствует обители. Таким образом, дети могут не только прочитать в учебнике, но и увидеть своими глазами оригиналы: получить обширный материал в богатейшей библиотеке, посмотреть подлинники Петрова-Водкина, Брюллова или Шишкина, прочитать летописи, приказы и донесения на латыни или немецком. К слову, воспитанник местной школы в состоянии переводить с других языков и читать архаичные тексты, если учесть применяемую систему классического гимназического образования.
   Основанная в 1995 году православная классическая гимназия сейчас насчитывает около 280 учащихся на постоянной основе. Если всё начиналось с образовательного учреждения для детей-сирот и беспризорников, то теперь состав учеников стал более разнообразным, и рядом с детьми из семей, находящихся в трудном положении, проходят обучение сыновья чиновников, пожелавших для своих детей классического образования и строгого духовно-нравственного воспитания. Школа официально получила государственную аккредитацию в статусе гимназии и хвалебные отзывы со стороны Московской патриархии и Министерства образования. Примечательно, что здесь для детей категорически запрещены мобильные телефоны и другие гаджеты, поэтому необходимую информацию они собирают по старинке и, вероятно, лучше её усваивают. Как отметил отец Пётр, это правило, за нарушение которого учащимся грозит исключение и изгнание, не мешает выпускникам поступать в МФТИ, МГТУ имени Н.Э. Баумана и другие ведущие вузы. Уже несколько лет функционирует аграрно-политехнический техникум, где старшеклассники параллельно с общеобразовательной программой могут освоить одну из десятка специальностей начального профессионального образования. Восемнадцать лет действует Объединённый святого апостола Андрея Первозванного кадетский корпус, оснащённый собственным плацем, комплектами страйкбольного оружия для тактических занятий и макетов различных видов стрелкового оружия. Кадеты участвуют в экспедициях по захоронению павших в боях ВОВ «Вахта памяти». Начавшаяся с музыкальной специализации Школа искусств теперь включает в себя музыкальные классы, изостудии, керамические мастерские и школьный драматический театр. Учащиеся организуют постановки пьес Шекспира и Пушкина, занимаются в классах фортепиано, виолончели, флейты или народных инструментов, осваивают художественное рукоделие или пробуют себя в живописи. Дети принимают участие в научных конференциях и экспедициях палеонтологического, археологического, фольклорно-этнографического и других профилей. Имеются спортивные залы и площадки, а для большего взаимодействия с живой природой пополняется живой уголок. Впрочем, без этого здесь в любом случае не обойтись, когда в непосредственной близости находятся конюшни и коровники, пасутся овцы и козы.
   Кажется, в обители всегда много забот и совсем не хватает времени на праздность, но, по задумке основателей, именно так и формируется идеальное православное общество: в ежедневных и ежечасных занятиях, будь то постижение наук, хозяйственные работы или молитва.
   

Филипп ЛЕБЕДЬ


   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION