31.05.2018: СВЯТИТЕЛЬ САВВА – СТЕРЖЕНЬ СЕРБСКО-РУССКОГО БРАТСТВА НА ПРОТЯЖЕНИИ ВЕКОВ
Доклад на семинаре, входившем в программу Дней славянской письменности и культуры в Московском педагогическом государственном университете

   
   
    В житии и делах, связанных с его именем как при жизни, так и после его кончины, как будто все пронизано нитями Промысла Господнего. От молитв его родителей и их последующего благочестивого супружества, через духовное возрастание во время земной жизни – до развития его святительского культа во Вселенском Православии.
   Его культ и влияние были значительны среди греков, болгар, румын, на Святой Земле и на Святой Горе... но, мне кажется, нигде его миссия не оставила такого глубокого следа, как в братской России.
   Постараемся в хронологическом порядке перечислить самые важные звенья того жемчужного ожерелья, которое связывает свт. Савву и наших русских братьев.
   Прибытие русских монахов ко двору Немани лишь одна из жемчужин драгоценного ожерелья промыслительных связей сербов и русских. (Тут сербские почитатели прислужника иезуитов Ернея Копитара должны понимать, для чего Риму и Вене была необходима именно такая реформа сербского языка... Разве могли бы вдохновить сербского принца речи русских монахов, если бы слова эти не говорились на близкородственном языке.) Так что за отъезд на Святую Гору сербского принца и равноапостольного Святителя нужно благодарить русских монахов. Среди них в древнем Руссике наш Святитель и принял монашеский лик.
   О том, что Святитель Савва хорошо знал русскую историю и почитал великое дело равноапостольного Владимира и его благочестивых наследников, свидетельствует его поручение создать для монастыря Милешево фрески, изображающие сыновей св. вел. кн. Владимира – свв. блгв. князей страстотерпцев Бориса и Глеба. Это было своеобразным посланием его племянникам Владиславу, Радославу и Урошу о том, что важнее всего братское единство. А святые Борис и Глеб готовы были жизни свои отдать, но не участвовать в братоубийстве.
   В глубоко промыслительных сербско-русских связях впечатляет история чудо­творной иконы Матери Божией Печской. Икона эта написана была основателем иконописания в Христианстве – святым Евангелистом Лукой, еще во время земного жития Пресвятой Богородицы. А в V веке этот образ прибыл в Византию, обошел Русь, пред ней крестился Владимир Креститель, и Святитель Савва получил ее в дар от Патриарха Никеи во время получения грамоты о предоставлении поместной Церкви в Сербии статуса Архиепископии. Нынешнее имя эта икона получила после сооружения монастыря Печь Патриаршия, где она обретается и ныне.
   Таким образом, не просто великое событие, но значительнейшее событие в истории как русских, так и сербов состоялось под омофором Пресвятой Богородицы и Ее чудотворной Печской иконы. Ибо нет в истории России события, более значительного, чем Крещение; и нет в истории Сербии более значительного события, нежели миссия Святителя Саввы.
   По Доментиану еще во время земного жития св. Саввы в России были написаны фрески с его ликом, но нет сохранившихся подтверждений этого. Но существует множество сохраненных подтверждений присутствия русской редакции Саввиной «Кормчей» на Руси еще в XIII веке.
   Толкования церковных правил, которые отредактировал Святитель Савва, были соединены с древними – Х и XI века – переводами этих правил. Эта русская редакция «Законоправила Святителя Саввы» веками представляла правовую основу церковного и в значительной степени – державного устройства в России.
   Давая оценку «Кормчей книги» св. Саввы, крупнейший русский богослов-канонист ХХ века, доктор церковного права С.В. Троицкий писал: «Когда св. Савва, архиепископ Сербский, в начале XIII века редактировал свой церковно-гражданский законник для Сербской Церкви и государства, он производил строгий выбор между византийскими источниками канонов и законов о Церкви. Как строго православный и хороший канонист, он отбросил все источники теории цезарепапизма, так как эта теория не отвечала ни догматическому, ни каноническому учению о епископате как единственном носителе церковной власти...»
   Уже в XV веке Святитель Савва весьма известен в русских церковных кругах. «Повесть о Сербской и Болгарской Патриархии» сыграла важную роль в обретении Москвой автокефалии.
   Старейшее упоминание Святителя Саввы в русских богослужебных книгах обнаруживаем в рукописном Евангелии прп. Кирилла Белозерского (рубеж XIV–XV вв.). Интересно, что Василий III долго оставался бездетным, и только после паломничества в монастырь и молитвы св. Кирилла Белозерского рождается первый Русский Царь – Иоанн Васильевич Грозный. Или, как сказали бы сербы, – Иван Сильный.
   
   
   По словам русского историка Е. Сизова, именно «Феодосиево “Житие Святого Саввы” повлияло на Ивана Грозного и, следовательно, на появление фресок в Архангельском храме Московского Кремля. Оттуда и появление лика сербского Святителя в его “Лицевом своде”».
   В ХV веке усиление культа св. Саввы на Руси является заслугой великого русского святителя, серба по происхождению св. прп. Саввы Крыпецкого, который после падения Константинополия и Смедерева ушел с Афона и прибыл на Русь. Этот чудотворец основал в окрестностях Пскова великую монашескую обитель – Крыпецкий монастырь. Небесным покровителем св. Саввы Крыпецкого был св. Савва Сербский, и в том монастыре Крыпецкий чудотворец соорудил параклис, посвященный св. Савве Сербскому.
   Одной из величайших святынь этого монастыря была большая чудотворная икона сербского святителя, однако она исчезла в водовороте большевистской напасти, когда монастырь был разрушен.
   Святой Савва Крыпецкий упокоился в 1495 году, а спустя почти 60 лет (в 1554 году) чудесным образом были обретены его нетленные мощи. Прославление прп.Саввы Крыпецкого связано с благочестивым первым периодом правления царя Иоанна Васильевича и служения митрополита Макария.
   Неисчислимы чудеса, которые происходили на могиле этого святого, эта обитель впоследствии дала еще множество святых, из которых последним прославлен был прп. Корнилий (1999 г.). Богоборцы разорили монастырь, монахи пытались было что-то восстановить (одна из попыток была в 1943–44-м гг.), однако первые реставрационные работы начались только в 1960-х годах. Но настоящее возрождение стало возможным только лишь после отказа от богоборческой идеологии. И сейчас эта дивная обитель вновь засияла былой красотой.
   Многое связывает первого Русского Царя с сербским родом – в его жилах текла и сербская кровь как по материнской, так и по отцовской линии. Есть и апокрифическая легенда о том, что для коронации Иоанна Васильевича была тайно из монастыря Дечаны доставлена корона Царя Душана, а потом тайно же возвращена обратно.
   Духовное родство первого Русского Царя с сербским равноапостольным Святителем – это то, о чем никто не спорит. В Архангельском храме Московского Кремля фреска, изображающая Святителя Савву, занимает видное место среди прочих, написанных по повелению Ивана Грозного.
   Наряду со святыми из общего календаря и царскими предками, изображения которых украшают 4 колонны, изображены и четыре «иностранца», которые символизируют своеобразное «подтверждение права на царство»: Михаил VIII Палеолог, который освободил Константинополь в 1261 году от папских еретиков; святой Симеон Мироточивый; Святитель Савва Сербский и св. вмч. Косовский Лазарь.
   Этим Иоанн IV демонстрировал, что имеет происхождение и от последних Ромейских Царей, Палеологов и от Неманичей. На упомянутой фреске (на нижней части столба) Святитель Савва и св. Симеон Мироточивый подписаны как «сербские чудотворцы».
   На том же столбе с другой стороны написано изображение и св. кн. Лазаря, чей культ в России был так же силен и чей подвиг показывал Иоанну Васильевичу пример того, что в Православной державе и Государи должны быть готовы за святую веру православную мученически жертвовать своей жизнью так же, как и их подданные.
   И это не все. Св. Савва – единственный, кто дважды изображен в том храме: его фреска находится и в алтарной части Архангельского собора. Как-никак Анна Якшич Глинская, бабушка Иоанна, играла значительную роль в воспитании первого Русского Царя. По некоторым летописным свидетельствам Иван Грозный был убежден в том, что именно молитвы Святителя Саввы уберегли его от гибели во время бунта 1547 года.
   Другое грандиозное свидетельство установления Иваном Грозным культа сербского Святителя видим в распространенности его житийных икон – вначале в «Хронографе», а потом в знаменитом «Лицевом своде» (отпечатанном в 60–70-х годах ХVI века).
   В томе 4 «Лицевого свода», который посвящен Сербии Неманичей, из 160 миниатюр более сотни посвящены Святителю Савве. «Лицевой свод» представляет собой единственную в мире непрерывную летопись – метаисторическое осмысление от Сотворения и до периода царствования Иоанна Грозного. Это – крупнейший в мире книжный памятник: десять томов и свыше 20 тыс. страниц с более чем 17 тыс. миниатюр. В Сербии пару лет назад вышла книга «Святой Савва в русской царской летописи». В книге говорится, что никто столь подробно не представлен в этой «Царь-книге», как сербский равноапостольный Святитель Савва! Более того – житийные иллюстрации в «Лицевом своде» превосходят по объему все то, что существует на эту тему в сербской средневековой живописи!
   Было бы несправедливым не отметить и великую помощь, которую оказывал Иван Грозный многим сербским монастырям, до тех пор, пока один безрассудный монах не отправился за помощью к Курбскому – кровному неприятелю Иоанна Васильевича.
   Так, сербские монахи Хиландара в 1556 году получают в дар от Иоанна завесу на Царские Врата, которую вышивала собственноручно его супруга Анастатсия. На завесе, помимо русских святых, вышиты и сербские святые: Савва и Симеон. Эта завеса и по сей день хранится в Хиландаре. Также Иван Грозный подарил монастырю Милешево покров на киот св. Саввы и чашу, которая хранится в музее СПЦ в Белграде.
   В Русской энциклопедии искусства, где представлено и церковное искусство, находим данные, что только в храмах Москвы находится 13 древних икон св. Саввы Сербского рассматриваемого нами исторического периода.
   Древние представления о св. Савве в России находим в нескольких крупных российских музеях: Псковском, Новгородском, Третьяковской галерее в Москве и других.
   В XVII веке культ св. Савы в России стал неотделимой частью русской культуры и церковной жизни. Российская исследовательница Лидия Константиновна Гаврюшина утверждает, что до появления первого печатного издания «Феодосиева "Жития Святого Саввы" сохранено 88 рукописных списков этого жития. Этот текст веками представлял собою образец агиографического канона. «Кормчия» св. Саввы впервые отпечатана на «Печатном Дворе» в 1652 году. Позже неоднократно переиздавалась, а это издание «Кормчей» стало известно в Сербии. Можно сказать, что «Карейский типикон» св. Саввы повлиял на «Скитский типикон», который был распространен в России в XV–XVIII вв.
   В XVIII веке еще один великий серб, вошедший в русскую историю, соратник Петра Великого, герцеговинец, рожденный на околице городка Гацко, граф Савва Владиславич Рагузинский в далеком Забайкалье утверждает культ своего небесного покровителя – Святителя Саввы Сербского. Не будем перечислять грандиозные заслуги этого крупного государственного деятеля, упомянем лишь то, что в далекой Бурятии – будучи главой русского посольства – он основал целый город и назвал его Троице-Савском, подписал там известный державный договор с Китаем, которым утверждались границы между Россией и Китаем. Границы эти (если не брать в расчет появившуюся Монгольскую Республику) до сих пор в силе. Город назван был Троице-Савском в честь Живоначальной троицы и Святителя Саввы Сербского. Позднее город стал весьма значительным центром, неформально нареченным Восточной Венецией, а Савва Владиславич воздвиг собор с двумя приделами – Св. Троице и св. Савве Сербскому.
   В эпоху большевистского безвременья город был переименован в Кяхту, собор разрушен. Однако настоятель возрождающегося храма о. Олег (дважды посещавший Сербию) выдвинул инициативу возвращения городу исторического названия.
   В XIX веке в селе Игумново Серпуховского района Московской области, в 130 км от Москвы, в 1810 году освящена церковь с двумя приделами, из которых один посвящен св. братьям Флору и Лавру из села Липляны с сербского Космета, а другой – св. Савве Сербскому.
   Старое Сербское подворье с церковью св. Саввы Сербского (построенной в 1849 г.), которое было в свое время подарено Хиландарскому подворью Иваном Грозным, было местом встреч великих славянофилов во время сбора помощи и отправки тысяч добровольцев в Сербию. Находилось оно в центре Москвы, на Солянке, но было закрыто во время большевистского безумия. Новое подворье СПЦ в Москве открыто в 1948 г. по благословению Алексия I также в цент­ре Москвы.
   И сегодня св. Савва соединяет сербов и русских. Мозаика крупнейшего православного храма на планете (собора Св. Саввы в Белграде) создается при участии русских художников и при материальной поддержке российского государства.
   Религиозные, культурные и духовные связи сербов и русских охарактеризовал кратко, но точно русский историк Николай Иванович Петров в работе «Исторический взгляд и связи отношений между сербами и русскими» (Киев, 1876, с. 28): «Во времена, для них благословенные, сербы создали свою культуру, но, потеряв свою политическую самостоятельность и попав в турецкое рабство, они передали плоды своего образования России, которая позже, пользуясь этими плодами, в свою очередь, стала Защитником и Учительницей сербов». Таким образом, после укрепления учения о «Москве как о Третьем Риме» значение Средневековой Сербии как державного образца уже не было столь большим или необходимым в России, однако, культ св. Саввы не ослабевал.
   Этот разговор о роли св. Саввы в истории России и в роли Руси в его жизни и творчестве в очередной раз подтверждает промыслительность связей между нашими единородными и единоверными народами и то, что, к сожалению, сегодня многие сербы не осознают не только национальное, но и вселенское значение нашего духовного родителя. Если бы многие сербы знали об этом, сегодня на повестке дня не было бы европейской интеграции Сербии – ибо это не что иное, как распад того, что веками объединяло величественное дело Святителя Саввы Сербского.
   Воскликнем с любовью Святителю Савве!
   

Ранко ГОЙКОВИЧ


   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION