17.07.2018: ВАЛЕРИЙ ГАНИЧЕВ: «ГЛАВНОЕ НАЧАЛО РУССКОЙ ИДЕОЛОГИИ – ЭТО ВСЕ-ТАКИ СОБОРНОСТЬ»
8 июля 2018 года на 85-м году жизни ушел из жизни русский писатель,
заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора Валерий Николаевич Ганичев

   
   
    В память о нем помещаем фрагменты беседы с ним, проведенной сотрудниками Института русской цивилизации, опубликованной в книге «Вера. Держава. Народ».
   
   В повествовании В.Н. Ганичева о себе, людях эпохи, русском вопросе через призму интересующих вопросов о государственной идеологии мне бы хотелось выделить следующие моменты, относящиеся в том числе к наследию и вкладу великих современников Валерия Николаевича.
   – В журнале «Молодая гвардия» я получил большую духовную закалку. Пригласил меня Анатолий Васильевич Никонов, – говорит Валерий Николаевич, видимо, о 1960-м годе, – великий человек, главный редактор журнала «Молодая гвардия». Конечно, я у него многому научился…
   И далее:
   – В журнале печатались такие произведения, как, например, книга Виктора Курочкина «На войне как на войне»… Приходил печататься Владимир Солоухин, приходил Илья Глазунов, мы печатали его повесть «Дорога к тебе».
   – Я 10 лет возглавлял издательство «Молодая гвардия»… К этому времени я уже получил обкатку, понимание многих вопросов и у Никонова, и у Солоухина, и у Глазунова, и в различного рода источниках, которые было тяжело достать, но все-таки мы читали и Ивана Ильина, читали многие произведения довоенного порядка вроде Розанова, Хомякова, и многое в этот момент становилось ясно.
   – В 1972 году мы выпустили книгу «О, русская земля». Это антология русской поэзии. Она начиналась со «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона, а заканчивалась сегодняшним поэтом – «Хотят ли русские войны»… На книгу обрушились. И не кто иной, как академик Лихачев. У нас там было стихотворение Н.М. Языкова «К ненашим»… Друг Пушкина, человек целенаправленный… И вот его стихотворение «К ненашим» сродни стихотворению «Клеветникам России»… Тогда выходит «Советская Россия», газета ЦК партии, с письмом за подписью Д.С. Лихачева и двух докторов наук о том, что методологически неправильно, что издательство выпускает книгу, а там такое стихотворение «К ненашим», которое критиковал Герцен, критиковали революционеры-демократы… А подпись Лихачева в определенное время была уже приговором.
   
   – Помню, проходил семинар-совещание секретарей ЦК комсомола. Там выступал некто А. Яковлев… Он был заведующим отдела пропаганды ЦК КПСС… И вот он вдруг стал крушить русскую линию, и там находятся такие писатели, как Солоухин, Ланщиков, Палиевский, Жуков, – это все наши авторы. Потом он оборачивается ко мне и заявляет: «Вот сидит вроде умный человек Валерий Ганичев, но по страницам его книг издательства “Молодая гвардия” бродят попы, стоят кресты, церкви! А где самолеты, где космические спутники?»
   – Мы выскочили из этого знаменитого обвинения Яковлева, который через несколько дней выпустил свою знаменитую антирусскую статью «Против антиисторизма», в которой нам досталось по первое число. Это был ноябрь 1972 года. И не где-нибудь он поместил эту статью, а в «Литературной газете»... И тогда проходило заседание ЦК, и Брежнев обратился к Суслову: «Ты читал эту статью?» Ну тот знал, как себя вести: «Нет, я в глаза ее не видел!» Брежнев ответил: «Ну тогда – убрать этого засранца!» Это Яковлева. И в тот же вечер его назначают заместителем главного редактора издательства «Проф­издат», то есть полное понижение. И, говорят, уже тем вечером он лег в больницу: с больными людьми поступают гуманнее... В итоге его отправляют послом в Канаду…
   – А что касается Шолохова, то еще, будучи в отделе пропаганды, я организовал семинар – не где-нибудь, а в Вешенской… Мы поговорили с ним (Шолоховым) и подготовили отряд молодых писателей – человек тридцать, которые поехали туда. Причем с нами – о, счастье великое! – оказался Юрий Алексеевич Гагарин.
   – Он (Шолохов) говорил по холокосту, например. Я говорю: «Михаил Александрович, почему из всего, а всего Советский Союз потерял 17 миллионов гражданских жителей и 9 миллионов солдат, выделяется только одна категория?» А он ответил: «Ты знаешь, мы же не антисемиты? Ни в коем случае! Это они там русофобы. И знаешь, что? Мы свои жертвы подавали как героев, героев войны, а они – за жертвы. А Европа – она не хочет героев прославить, она помнит только жертвы. И отсюда – жертвы холокоста, отсюда – деньги, отсюда – возможности».
   – Достоевский говорил, что русский человек – всечеловек, то есть мы объединяем боли и радости всего мира. Поэтому мы, например, сочувствуем бомбардировке Дрездена во время войны, хотя это наш враг, поэтому мы сочувствуем населению Хиросимы и Нагасаки, хоть и это во время войны. Поэтому мы признаем холокост, но требуем, чтобы признали 16–17 миллионов погибших во время войны граждан. Ну пусть 2–3 миллиона других среди них, но 15–16 миллионов – это русские люди, славяне. И мы должны это подчеркивать. И мы не с ненавистью относимся, а с требованием, чтобы это нам учли.
   – Затем Пастухов, первый секретарь комсомола, говорит: «Вот все жалуются, что “Комсомолка” – не патриотическая газета, пацифистская газета… вот мы и просим тебя ее возглавить». Я говорю: «Не хочу. Я не люблю газеты – я люблю издательства...». Но уговаривали… Ну я пошел. Честно говоря, «Комсомольская правда» – это была тяжелая работа. Может быть, я был первым русским редактором в этой газете. Но дело в том, что у них была своя специфика: действительно, она была пацифистской, действительно, непатриотической, действительно, там не было русских писателей. Когда я пришел, то где-то 200, а то и больше русских писателей впервые появилось на ее страницах. И Анатолий Иванов, и Василий Белов, там и Бондарев, там и Владимир Фирсов.
   – Первое, что я сделал (на посту главного редактора «Роман-газеты»), – это предложил издать Василия Белова… И пошло! В «Роман-газете» мы стали издавать массу значительных народных писателей… «Роман-газета» – целый период моей жизни – большой, очень важный…. В эти месяцы я написал «Рос непобедимый» – роман о выходе России к берегам южного моря.
   – Какие дела своей жизни считаю главными? Всемирный Русский Народный Собор. Это, конечно, сверху было дано: вместе с Олегом Васильевичем Волковым, вместе с Натальей Нарочницкой, Юрием Луньковым и, главное, митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом мы собирались… А в это время было веяние по созданию различных русских движений: у генерала А.Н. Стерлигова «Русский Национальный Собор», С.Н. Бабурин собирал РОС, А.В. Руцкой собирал «Державу». Это все имело смысл: тоже нащупывание каких-то путей, но именно Всемирный Русский Собор – это то искомое, что должно было быть у нас в обществе. Почему? Потому что тут вспоминаются – и я их привожу на каждом Соборе – слова Н.В. Гоголя о том, что если в России что-то созидается, но не благословлено Церковью, то это не очень жизнеспособно. А это было сразу благословлено Церковью, и владыка Кирилл – он тогда был еще митрополитом – увидел, что это очень важно…
   – Первый Собор (май 1993 г.) проводим на Патриаршем подворье Свято-Данилова монастыря… Мы завершили принятием документа, утверждением русского начала. Вечером нас принял Пат­риарх Алексий II, который был очень доволен, что создана такая общественная организация. Он все время подчеркивал, что Всемирный Русский Собор – это не Собор Церкви, а Собор общественных сил, в котором принимает участие Церковь… Второй Всемирный Русский Собор прошел в 1995 году уже в Колонном зале Дома Союзов, но вот после него кое-кто решил, что Собор можно приватизировать, то есть переписать на себя… А потом митрополит Кирилл сказал: «Давайте создадим или продолжим нашу организацию, но добавим к названию, например, “Народный Собор”!» И вот по этой схеме ВРНС, общественная организация русских людей – как форум, как трибуна – с тех пор действует, и тогда мы приняли решение, что главой Собора всегда является Патриарх.
   – Наверное, это одно из самых главных дел моей жизни. А второе – это, конечно, Ушаков… Так же, как дело, которое мне поручил Господь Бог – быть во главе Союза писателей России.
   –  Вот сейчас (2014 год) разрабатывается стратегия межнациональных отношений. В этой стратегии в том варианте, который я видел, не упоминались слова «русский народ», «русская культура»… Сейчас среди населения России русских – 83%, а такого не бывало никогда: ни до революции, когда существовало множество национальных окраин, ни в Советском Союзе. И как же мы можем не учитывать эти 83%?.. Почему мы все время говорим о меньшинствах? Конечно, мы должны их признавать и говорить, но большинство народа: почему оно вдруг вычеркнуто? Поэтому мы предлагаем документ – это или положение, или стратегия о русской народе, о русской цивилизации, – не противопоставляя другим народам – а соединяя, осмысливая. Не надо бояться этого!
   – Главная идея для большинства нашего народа – это идея русского народа, идея служения державе, государству, идея служения Отечеству нашему.
   –  А главное начало русской идеологии – это все-таки соборность… Когда русские люди собирались вместе – они побеждали, они всегда были на высоте. Хотя это нелегко.
   А вот что говорил Валерий Николаевич по итогам работы XIV ВРНС, отвечая на мои вопросы в 2010 году:
   – Наши решения и резолюции в той или иной степени всегда находили отражения в деятельности органов государственной власти. Так, например, несколько лет назад власти, наконец, признали наличие демографической проблемы, хотя Собор об этом говорил еще в середине 90-х годов… Но, с другой стороны, многие наши начинания не находят должного понимания со стороны государственных органов...
   – Тема соотношения прав, свобод человека и морали основополагающая. Мы говорили (на Соборе еще в 2006 году), что постоянно приходится сталкиваться с фактами, когда правами человека часто прикрываются ложь, невежество и грехопадение… Опаснейший либеральный принцип, по которому права отдельного человека превалируют над интересами общества, стимулирует эгоцентризм, приводит к подмене понятий добра и зла, в конечном счете разрушает государство.
   – А на XIII ВРНС мы говорили об алкогольной угрозе, о том, что это зло просто косит ряды молодежи. Эта проблематика вошла в нашу общую резолюционную часть. И мы видим, что государством сейчас осуществляются конкретные меры по борьбе с алкоголизацией и пьянством.
   – Не осталась без внимания Собора (XIV ВРНС) практика ликвидации так называемых «малокомплектных» школ. Между тем расформирование таких школ под предлогом «оптимизации» бюджетных средств приводит фактически к ликвидации деревень. А Россия во все времена была сильна своей провинцией. Мы создали при Союзе писателей России и Всемирном Русском Народном Соборе Совет по возрождению российской деревни.
   1 марта 2018 года об этом – об отказе от процесса «оптимизации», поддержке малых городов и селений – прямо и недвусмысленно заявил В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию.
   …В материале, посвященном приближающемуся 25-летию ВРНС, сопредседатель Правления Союза писателей России С.И. Котькало, стоявший также у истоков создания ВРНС, рассказывает о событиях, предшествующих созданию ВРНС, главного дела В.Н. Ганичева, как он сам определяет. И начинает С.И. Котькало с самого-самого начала…
   «Все началось со знаменитого Обращения к молодежи “Берегите святыню нашу”. Основная его мысль: беспамятство – это безнравственность, строить будущее можно только при бережном отношении к своему прошлому. Воззвание подготовили в редакции журнала “Молодая гвардия” главный редактор журнала Анатолий Никонов, Сергей Высоцкий, Валерий Ганичев, Владимир Десятников… В мае 1965 года оно опубликовано в журнале “Молодая гвардия”... Уже в июле 1965 года было образовано первое общественное объединение единомышленников – ВООПИК (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры). В оргкомитет вошли: П. Барановский, писатель Л. Леонов, художник И. Глазунов, В. Кочемасов, А. Садов и В. Ириков... В этот же период, на VIII пленуме ЦК ВЛКСМ… (27 декабря 1965 года), Ю.А. Гагарин призвал власти страны восстановить Триумфальную арку и Храм Христа Спасителя как памятники победителям Отечественной войны 1812 года. По Триумфальной арке властью страны решение было принято тогда же, а вот вопрос о восстановлении Храма Христа Спасителя растянулся на долгие десятилетия…
   Новым этапом духовного возрождения стала подготовка к празднованию 1000-летия Крещения Руси в середине 80-х годов прошлого века. Эта символическая дата разбудила лучшие силы и умы деятелей культуры и науки… В 1987 году образуется Товарищество русских художников, куда вошли: режиссеры С. Бондарчук и Н. Михалков, писатели В. Лихоносов, В. Распутин, Ю. Лощиц, С. Лыкошин, Ю. Юшкин, В. Калугин, философ Э. Володин и многие другие. Именно они в 1989 году инициировали восстановление Храма Христа Спасителя…»
   И собственно о ВРНС:
    «Общественные неполитические организации: Всемирный русский конгресс, Всероссийский Русский Собор, Марфо-Мариинское православное сестричество Феодоровской иконы Божией Матери, Всемирный русский университет…, издательство “Роман-газета”, журналы “Наш современник” и “Москва”, газета “Литературная Россия” и другие выступили с инициативой созвать в 1993 году в городе Москве I Всемирный Русский Собор,.. определив тему “Российская соборная мысль”. 26 мая 1993 года участники встречали в Свято-Даниловом монастыре Патриарха Московского и всея Руси Алексия II как последнюю надежду, как единственную незыблемую духовную соль и твердь… В.Н. Ганичев в своем слове на открытии Собора обозначил параметры неполитического представительства участников дискуссий: “Во избежание конъюнктурно-политического характера выступлений и принимаемых документов на Соборе не представляются политические партии и организации, а в работе Собора принимают участие только в личном качестве специалисты в области богословия, истории, экономики, науки, культуры…” Собственно, Первый Собор задал вектор мирного возрождения Отечества на десятилетие вперёд и предложил механизмы по ее реализации. К сожалению, сторона власти президента Ельцина не услышала предложения Собора и реализовывать его решения пришлось уже в новых исторических реалиях, после расстрела Российского парламента и его защитников».
   У Всемирного Русского Народного Собора, считаю, неисчерпаемый потенциал, если ему в настоящее время придать дополнительный импульс. Этот форум, несомненно, способен внести решающее значение в вопрос оформления и принятия государственной идеологии на основе национальной идеи. Как жаль, что уже нет возможности опереться в этом на Валерия Николаевича… Но вклад В.Н. Ганичева как в сохранение русской писательской организации, как в деятельность и в разработки ВРНС, так и в изложение национальной идеи России переоценить невозможно.
   
   

Андрей СОШЕНКО


   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION