11.08.2018: «ЧЕЛОВЕК ИДЕТ В ЦЕРКОВЬ ЗА СПАСЕНИЕМ ДУШИ, А НЕ КАК НА ПАРТСОБРАНИЕ»
Вопрос о сохранении канонической церкви на территории Украины – принципиальный для каждого верующего

   
    Мы прошли тяжелые годы XX века, мы помним этапы преследования христиан. Политический проект, который планируют осуществить на Украине, не имеет никакого отношения к вероисповедальным вопросам. По сути, под видом Церкви власти Украины пытаются создать этнополитическую организацию, которая будет служить интересам не Православия, а радикальной части униатства. Если такие организации существуют как политические в рамках закона, то у нас нет никаких вопросов. Однако так называемая религиозная организация, которая носит название «Киевский патриархат», и некоторые другие религиозные организации являются в основном политическими. Как следствие их деятельности, мы можем получить преследование православных верующих, запрет православным священникам на служение. Это может стать началом гонения на православных христиан и ухода в катакомбы, массовой миграции, преследования священнослужителей, тех, кто не согласен служить в рамках такого псевдообъединения. Поэтому ситуация на Украине и ситуация с расколом – вопрос не праздный, очень опасный и для Украины, и для всего православного мира, и для России. Для нас он очень чувствительный, потому что это часть нашего мира, часть Русской Православной Церкви.
   Кроме того, мы все помним и многие в Европе помнят, к чему приводит искушение униатством: оно приводит к существенным национальным потерям, духовным потерям наших стран. И поэтому надо еще раз прислушаться к словам папы римского о том, что мы не поддерживаем такие попытки униатов, формально находящихся в лоне Римской католической церкви, которые инициируются с целью подавления Русской Православной Церкви. Пусть каждый идет своей дорогой к Богу, и Господь рассудит. Мы считаем, что права человека должны быть незыблемы в этой части.
   Надо понимать, что поддержка церковного раскола на Украине – это попытки раскола общеправославного единства и провоцирование обострения гражданской войны на Украине. На чьей совести окажутся тысячи жертв, кровь которых прольется после попыток подавить права православных христиан в процессе так называемого эксперимента – создания новой церкви на Украине? Я напомню, что до сих пор украинские православные верующие, верующие Московского Патриархата не обращались по поводу отделения или какого-то спецпроекта.
   Впереди у господина Порошенко выборы, ему нужно поднять рейтинг, очевидно, продемонстрировать своим американским партнерам большую эффективность. При чем здесь православный мотив? И вообще является ли христианской мотивация людей, которые сейчас ведут этот проект на Украине? Являются ли они христианами? Мы должны понимать, что этот проект, не дай Бог, если он состоится, станет не украинским, не филаретовским и уж тем более не константинопольским. Я думаю, что через несколько лет так называемый проект «новой украинской церкви» будет находиться под плотной опекой националистических униатских сил, далеких от Православия, или зарубежных спецслужб. Как православному человеку исповедоваться и причащаться в такой церкви? Как ему водить детей в эту церковь, отпевать своих родственников, получать благословения? Я не знаю. Как уже было сказано, это путь в катакомбы, путь к подавлению прав христиан, и все должны понимать, что этот вопрос не закончится на этом только с православными. На Украине проживает много католиков, и украинские священники понимают, что этот вопрос может коснуться их. Вопрос политического контроля и цензуры, тотальный контроль над церковной жизнью, по сути дела, приведет жизнь на Украине к аналогичному состоянию жизни в Германии конца 30-х годов. В Германии тоже были попытки создания своих этноцерквей, церквей под эгидой СС, например. Жизнь показала опасность таких проектов. Поэтому в интересах вселенского Православия, укрепления мира на Украине, укрепления отношений Украины с ее ближайшими соседями все-таки необходимо большее понимание реализма и ответственности. Политики должны заслужить авторитет перед избирателями эффективным выстраиванием социальной политики, укреплением мира на Украине, проявлением дружбы и добрососедства с ее соседями, а не провоцированием вооруженного обострения – неважно, это вооруженное обострение на юго-востоке Украины, провоцирование радикальных сил на границе с Россией в Крыму или раскол и подавление прав верующих на Украине. Поэтому этот вопрос носит общеполитическое значение, и почти все депутаты – члены МАП, с которыми мы общались, разделяют наши опасения. Мы можем попасть в такую ситуацию, когда наш единый православный мир, формирующий общие подходы: как строить будущую жизнь на основе добродетели, солидарности, любви к ближнему, укрепления семьи, честной ответственной социальной политики, которая поддерживает малоимущих и борется с классовыми противоречиями, эффективности экономической политики, которая стимулирует экономический рост, ответственного отношения к биотехнологиям и цифровым технологиям, которые зачастую угрожают правам личности и устанавливают контроль над частной жизнью, православный мир, дающий верные ответы на главные сегодняшние вопросы – этот мир может быть для многих явно не удобен. И поэтому многие силы, далекие от христианства, делают все, чтобы взорвать, разрушить православное единство наших народов, наших церквей. Тот, кто в той или иной степени поддерживает различные расколы, пытается дискредитировать Россию и Русскую Православную Церковь, он может получить бумерангом обострение проблем в своих собственных странах и церквях. Это касается Черногории, Македонии, Молдавии, Греции и Константинополя.
   Потому что поддержка со стороны американских кругов может поставить их в чрезмерную зависимость от этих кругов, а не от слова Божиего и не от позиции верующих. Мы заинтересованы в том, чтобы наши отношения были братскими и чтобы наше сотрудничество помогало найти ответы на светские вопросы. У нас нет доминирования, мы с огромным уважением относимся ко всем патриархам и ко всем священнослужителям, нашим братьям-христианам, в том числе и на Украине. Я все-таки надеюсь, что голос веры в тех душах, в которых присутствует вера, в том числе в душах тех людей, которые управляют Украиной, включая господина Порошенко, все-таки возьмет верх над их стремлением решить конъюнктурные задачи, предвыборные, национальные, задачи укрепления отношений с западными союзниками, потому что интересы вечности наших народов несоизмеримо выше, чем судьбы отдельных политиков.
   Наш православный мир в политическом смысле не един, многие страны участвуют в разных военно-политических блоках, занимают разную политическую позицию в отношении политических проблем, например, на Украине. Но очень важно, чтобы в кризисные моменты мы поднимались выше текущих разногласий и отвечали бы консолидировано на вызовы современности.
   Ситуация на Украине – это своего рода создание прецедента в целях разрушения православного единства. Многим нашим православным братьям в Константинополе не стоит забывать, что в Турции существует такая организация, которая называется Турецкая Православная Церковь. Она была создана в 1922 году и практикует служение на турецком языке, является альтернативой вселенскому православию. Понятно, что эта миссия очень маленькая организация, но такая же ситуация была создана и на Украине.
   На Украине не верующие ставят вопрос, а государство, олицетворяемое политиками, которые не являются православными христианами, а зачастую и традиционными христианами вовсе. И государство в лице этих сил пытается создать некую «национальную церковь» – милитаризованную политическую организацию, в которой идеи национализма и радикализма доминировали бы. Конечно, в такой организации православным христианам будет просто невозможно находиться. Для православных верующих – это большая драма. Человек приходит в храм, он чувствует себя частью тела Господня, он идет за спасением, он идет не на партийное собрание. Я еще раз подчеркиваю, что человек может быть и украинским националистом и ходить на свои партийные собрания, но когда он идет в храм, он идет совсем за другим – он идет молиться о спасении души, о спасении своих ближних, своей страны. Нельзя смешивать эти вещи. Очень опасно, когда государство пытается подавить Церковь, лишить христиан и вообще верующих права на свободу вероисповедания и таинства исповеди.
   Многие наши православные депутаты – греки говорили о том, что до 1974 года в Греции была диктатура фашиствующих черных полковников. Не секрет, что за этой диктатурой стояли США во главе с Цент­ральным разведывательным управлением и церковь пытались использовать в том числе для контроля над личностью. В рамках этой процедуры нарушались права на тайну исповеди, свободы личности, и именно это породило волну неверия в церковь, и поэтому Элладская церковь до сих пор переживает кризис. Очень важно, чтобы Церковь не была институтом и инструментом государственного давления, важно, чтобы Церковь поддерживалась государством в своем социальном служении. И мы предлагаем такие формы служения, чтобы государство помогало Церкви укреплять семью, бороться с алкоголизмом, воспитывать сирот, поддерживать многодетных, заботиться о малоимущих, об инвалидах, воспитывать и образовывать детей, поддерживать православное волонтерство. Но при этом государство не должно вмешиваться в богослужебную, литургическую жизнь нашей Церкви. Мне кажется, тот опыт России, который существует сейчас, максимально из всех стран православной традиции напоминает нам о великой идее симфонии властей – симфонии, где ветви власти светской и духовной не подавляют, а обогащают друг друга, строя единый организм нашей святой Руси. Конечно, у нас есть проблемы и недоработки, но мы совместно пытаемся их решить.
   На Украине среди верующих есть люди, которые преследуют различные политические взгляды. Мы считаем, что не должно быть внутри церкви разделения по политическим вопросам. Человек, который исповедует другие политические взгляды, вполне может быть прихожанином Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Петр Порошенко сам участвовал в крестных ходах. Многие люди, принадлежащие к националистическим организациям, священники «Киевского патриархата» стараются тайно исповедоваться и крестить своих детей в лоне Русской Православной Церкви. Потому что политика политикой, а спасение души, если человек верует, – это совсем другой вопрос. Если у человека возникают проблемы в жизни, болеют родственники, на грани жизни и смерти оказываются родители или дети, если у него в душе живет религиозное чувство, то, не афишируя, он пытается вернуться в лоно Русской Православной Церкви.
   Преследования религиозных прав верующих, то есть наступления на базовые права человека, характерны для современной Европы, способны подорвать не только возможности для вероисповедания на Украине, но и могут спровоцировать вселенский раскол. Однако следует понимать, что если частью церквей этот раскол будет поддержан, в выигрыше останутся силы, далекие от Православия.
   Нынешнюю ситуацию на Украине можно преодолеть только молитвой и морально устойчивой жизнью христианской.
   
   

С.А. ГАВРИЛОВ,
   председатель комитета Госдумы РФ
   по развитию гражданского общества,
   вопросам общественных
   и религиозных объединений,
   президент Межпарламентской
   Ассамблеи Православия


   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION