18.10.2018: ДУХ ВЕЛИКОГО ЮРОДСТВА
К выходу новой книги Петра Калитина

   
   
    В издательстве «Институт общегуманитарных исследований» вышла очередная монография доктора философских наук, ваковского профессора Петра Вячеславовича Калитина. Это уникальный неклассически научный (по определению самого автора) труд. Уникален он и по оригинальности мировосприятия, и по необычности языка изложения, и по глубине заявленной темы, которая звучит так: «Тысячелетнее царство русского юродства». Никто еще не рассматривал нашу национальную историю под таким углом зрения. А ведь если вдуматься, то именно только в этом ракурсе весь тысячелетний путь России может быть осмыслен и понят во всей полноте.
   Что такое юродство? Это – особый духовный подвиг во имя Христа, который предполагает принятие на себя человеком добровольного безумия, чтобы на личном примере видимым образом показать своим современникам их невидимое безумие, т.е. греховное состояние, скрытое под маской внешнего благочестия и благопристойности. Юродивые как бы брали на себя функцию социального зеркала, в котором отражались пороки общества. Тот, кто видел в их поступках, порой подчеркнуто безнравственных, свои поступки и самого себя, и, осознав свою личную греховность, исправлялся, тот обретал спасение души. Но, как правило, люди не сразу начинали понимать, что данный подвижник юродствует. А зачастую не понимали до конца его жизни. Юродивых осмеивали, оплевывали, унижали, оскорбляли. А они смиренно молились за своих обидчиков. И те, которые хотя бы после смерти праведника начинали понимать значение его подвига и склонялись перед ним, как перед святым, тоже получали спасение. Не понявшие и не принявшие обрекались на погибель.
   Ни католичество, ни протестантизм не знают юродства. Греческая церковь почитает всего шесть юродивых. И только в России юродство приобрело поистине вселенский масштаб. Оно прошло через все десять веков нашего православного бытия. Даже в атеистическом советском государстве оно не прерывалось. Да и по сей день существует невидимое для тех, кто духовно ослеп или не хочет видеть. Подвигом юродства пронизана вся наша история, оказавшая и оказывающая мощное влияние на всю мировую историю. Книга Петра Калитина как раз и раскрывает сущность, смысл и значение этого влияния. А они в следующем: Россия – это всемирный, планетарный юродивый.
   Внешне отражая в себе все пороки европейских и азиатских народов, русский народ внутри своего естества всегда оставался чистым, целомудренным и верным Богу. До сих пор гордый Запад и фанатичный Восток не понимают нас, а Россия вот уже тысячу лет пытается открыть им самих себя. Вот уже тысячу лет они насмехаются над ней, пытаются пнуть ее как можно сильнее за ее якобы неадекватные поступки, не желая принимать ту правду, что неадекватны и безумны перед лицом Бога они, а не она. Они все пинают Россию, а Россия все терпит и молится за них. Ее терпение – это терпение Господа. Но и оно небезгранично. Когда умирает юродивый, он становится святым. Когда умрет нынешняя Россия, на ее месте возникнет Святая Русь. И те народы, которые примут ее подвиг, спасутся. Остальные погибнут. Вот какую идею я вынес из книги Петра Калитина «Тысячелетнее царство русского юродства».
   
   Не сразу я пришел к такому выводу. Книга написана настолько необычным языком, что прочесть ее на одном дыхании просто невозможно. И только постепенно продираясь сквозь ее словесную вязь, буквально построчно постигая смысл сказанного, я неожиданно понял главное. Вся книга Петра Калитина есть сплошное юродство в истинном его понимании. Это не столько научный, сколько мистический труд. Он есть проникновение в саму сущность юродства. Не логическое размышление о юродстве, а именно показ его изнутри. Мало кому из современников удастся до конца прочесть эту книгу – может быть, только будущим поколения откроется она. Но это и неважно. Важно другое: она является непреложным свидетельством того, что русская мысль жива и продолжает развиваться. Она ищет новые пути, новые способы существования. А новое всегда с трудом входит в мир, потому что оно, только появившись, существует не в сегодняшнем, но в завтрашнем дне. А если есть завтрашний день – значит, есть надежда на будущее.
   А то, что книга Петра Калитина многим будет непонятна, пусть этот факт никого не смущает. Ведь миллионы верующих не понимают мистический язык иконописи, но это им не мешает держать в своих домах иконы, ибо от них исходит мощная духовная энергия. Так и с книгой Петра Калитина: ее не обязательно понимать, но на книжной полке она не будет лишней. Как от книг святых отцов исходит благодатный дух, освящая все вокруг, так и от нее будет исходить животворящий дух русского юродства.
   
   

Игорь ГРЕВЦЕВ


   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION