29.01.2019: СВЯТЫНИ НЕРЕХТЫ И КОСТРОМСКОЙ ЗЕМЛИ
   
   
   
    Преданиями о героических деяниях, чудесах и судьбоносных для России свершениях полнится Костромская земля. В рамках паломнической поездки по местам подвига Ивана Сусанина группа православных паломников из Салтыковки посетила Нерехту – 800-летний русский город, расположенный в 46 километрах на юго-запад от Костромы. Многие святыни Костромской губернии исторически связаны с Домом Романовых, поскольку здесь вотчина матери первого царя Михаила Федоровича и супруги патриарха Филарета – Ксении Шестовой. В первую очередь это – Богоявленско-Анастасиин женский монастырь, в Богоявленском кафедральном соборе которого находится чудотворная Феодоровская икона Божией Матери; мужской Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, где юный Михаил Федорович укрывался вместе с матерью от поляков, а затем был призван на царство и в конце концов венчан как русский царь; храм Успения Богородицы в Домнино, построенный на месте усадьбы Шестовых и ставший ядром женского монастыря Святых Царственных страстотерпцев. Однако нельзя обойти вниманием храмы и монастыри Нерехты, имеющие свою непростую и яркую историю, связанную с народным почитанием, выдержавшим даже годы гонений.
   Нерехта упоминается в летописях с 1214 года, часто становясь то предметом дележа русских князей в период междоусобиц, то частью приданого, то наследства правителей из династии Рюриковичей. В Смутное время вторгшиеся на Костромскую землю польские захватчики разграбили и сожгли старинный город, практически уничтожив его. Многие годы потребовались для возрождения Нерехты, но окончательно сгинуть ей не позволило удачное расположение на пересечении торговых путей, связывающих Ярославль, Суздаль и Нижний Новгород.
   За неимением плодородных почв в достатке здесь были развиты в первую очередь солеварение и различные промыслы. Уже в XVIII веке город известен серным заводом и текстильной фабрикой. Льняные ткани местного производства продавались не только в Российской Империи, но и в Англии. При Екатерине II Нерехта получает статус уездного города и герб, две раковины на котором обозначают реки Нерехту и Солоницу. Вплоть до революции город развивался как промышленный и торговый центр губернии, населенный богатыми купцами и искусными ремесленниками, а затем пережил потрясения, после которых не в полной мере оправился. Сегодня это тихая русская провинция, привлекающая внимание деревянными домами с нарядными кружевными наличниками на окнах и старинными храмами, в основном пребывающими в полуразрушенном состоянии после богоборческой советской власти. Цельное архитектурное полотно исторической Нерехты и ее богатую духовную составляющую в целом удалось сохранить, хотя процесс восстановления протекает очень медленно.
   Яркий архитектурный ансамбль Нерехты в значительной степени был обязан своим колоритом многочисленным для маленького городка каменным храмам XVIII века. После революции их обезглавливали и перестраивали, некоторые фактически уничтожали. Так, от Благовещенской церкви осталось только основание после того, как на ее фундаменте организовали макаронную фаб­рику.
   Доминанта города, заметная из разных точек Суздальской (Ленина) улицы, – величественная колокольня, напоминает о соборе Казанской Божией Матери, выстроенном по указу Петра Великого в честь победы над шведами под Полтавой. В 30-е годы главный храм города лишили пяти куполов, ограды и апсиды, и по сей день его здание занимает хлебокомбинат.
   Запоминающаяся своеобразной архитектурой и красотой екатерининского барокко церковь Воскресения Христова (Варваринская) сохранилась, многие годы здесь размещается музей. Также построенная в духе позднего барокко Спасо-Преображенская (Ильинская) церковь до 80-х годов служила мастерской. Церковь Богоявления Господня, также известная как Никольская, долгое время использовалась как склад, а после реставрации стала храмом-музеем. Удивительно, но сохранила свое предназначение лишь Крестовоздвиженская церковь, к которой прилегает старое кладбище: она единственная в городе не закрывалась даже в годы лютых гонений.
   Жемчужиной Нерехты и центром притяжения паломников является расположенный в селе Троица, что в километре от города, Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский женский епархиальный монастырь. Имя преподобного Пахомия, игумена Нерехтского и чудотворца, последователя Сергия Радонежского, неразрывно связано с историей города и духовной жизнью Костромской земли. Он родился в начале XIV века под именем Иаков в семье священника Игнатия во Владимире и уже в отрочестве тянулся к монастырской службе, особенно полюбив Богородице-Рождественскую обитель, где в то время находились мощи благоверного князя Александра Невского. Там Иаков в 20 лет принял постриг с именем Пахомий и служил диаконом, пока митрополит Московский Алексий, оценивший высоко его личные качества, не возвел его в сан игумена и не назначил обустраивать жизнь братии в новый монастырь во имя святых Константина и Елены. Выполнив свою миссию, тяготившийся власти игумен покинул обитель и странствовал по окрестным землям в поисках пустынного места, подходящего для отшельнической жизни. Выбор пал на Сыпаново – лесистую возвышенность на берегу Солоницы. Жители Нерехты, которым принадлежала эта местность, были вдохновлены подвижнической жизнью пустынника, весть о нем распространилась далеко, и отовсюду начали стекаться богомольцы, желавшие получить от него наставление. Нерехтчане просили его об устройстве монастыря, и вскоре с благословения святителя Алексия с 1365 примерно по 1378 год вместе с местными жителями он возводил первый деревянный храм в честь Живоначальной Троицы. Позже храм оброс кельями и посевными землями, а вести о чудесах и заступничестве в Сыпановом монастыре расходились по всей Костромской земле. Старец скончался в 1384 году, и уже тогда братия Пахомиевой пустыни были уверены в святости наставника, однако от местного почитания до прославления прошло 300 лет. При Алексее Михайловиче началось возведение нового каменного храма, и было обретено нетленное тело преподобного Пахомия. Это события способствовало всероссийскому признанию, ободренному царем и патриархом. Обитель была упразднена в рамках реформ XVIII века, однако слава о заступничестве преподобного не пресекалась вплоть до революции, а Троицкий храм оставался одной из главных святынь костромской земли.
   
   
   К 1937 году храм был окончательно разграблен и закрыт. Его настоятель о. Василий (Разумов) расстрелян, а по всему краю власти яростно сжигали иконы и изымали мощи святых. К 1965 году храм заметно обветшал, но у верующих сохранилась традиция в день памяти преподобного Пахомия идти за святой водой к источнику у Сыпановой горы. Летом 1966 года партийно-советское руководство, уставшее вести «разъяснительные беседы», решило с помощью «гидротехнических работ» ликвидировать источник, однако, к их удивлению, засыпанный песком и камнями, он вновь пробился. В 1968 году ситуация повторилась, и его засыпали в третий раз, сломав деревянный сруб. В 1992 году Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский монастырь был возрожден как женская обитель, и его восстановлением занялась игумения Алексия (Ремизова). И снова паломники со всей России, из Западной Европы и других частей света приезжают сюда, чтобы приложиться к мощам преподобного Пахомия Нерехтского и к чудотворной Владимирско-Нерехтской иконе Пресвятой Богородицы, а затем спуститься к святому источнику у Сыпановой горы.
   Еще одним свидетельством постепенного возрождения символов Нерехты является Владимирская, или Сретенская, церковь на центральной улице Ленина. Как известно, находящийся ныне в Троицком храме образ Нерехтской иконы Божией Матери – чудотворный список с Владимирской иконы – одна из важнейших святынь Нерехты. До 1917 года она занимала особое место во Владимирском соборе бывшей Сретенской обители. Церковь Сретения Иконы Божией Матери Владимирская в Нерехте была заложена еще в конце XVII века в духе ярославского зодчества, но в последующие столетия была дополнена трапезной в стиле классицизма. Отдельно от храма стояла высокая надвратная столпообразная шатровая колокольня, снесенная большевиками в 30-е годы, когда обезглавленное здание церкви переоборудовали в дом культуры с кинотеатром. С 2004 года храм возвращен Церкви; идет реставрация, удалось восстановить часть исторической росписи, а в 1983 году С.В. Демидов спас от сожжения «черные доски» – вынесенные отсюда советскими властями образы. Существовавший здесь с 1634 до 1764 год Владимиро-Сретенский женский монастырь возрождается, хотя пока еще далеко до регулярных служб. Обитель официально относится к Троице-Сыпановой Пахомиевой обители. Однако стараниями монахинь во главе с матушкой Пахомией, которая когда-то возрождала духовную жизнь в Домнино, и этот символ Нерехты снова задышит полной грудью.
   Явлением нового времени, но восстанавливающим преемство с дореволюционной Нерехтой, стал духовно-просветительский центр «Отрада», который не только предоставляет кров паломникам, но и обеспечивает социальные программы для женщин с детьми, беременных и целых семей, размещает православных студентов и помогает беженцам. Центр расположен в добротном дореволюционном здании школы, выстроенной для детей рабочих мануфактуры.
   Нерехта поражает своей самобытностью и неспешностью, характерными для крепкой русской провинции, – не разоренными и забытыми святынями, а сохранившими неповторимые своеобразие и цельность. Она прекрасно дополняет особенности Костромской губернии с ее богатой историей и духовной жизнью. Однако очевидно, что город нуждается не только в стараниях православных по­движников, монахов и энтузиастов, но и в помощи тех представителей высшего церковного и светского руководства, а также влиятельных людей вообще, которые считают себя патриотами своей земли. При желании и определенном материальном вкладе Нерехта, изначально являющаяся провинциальной жемчужиной, обрела бы и заслуженный внешний блеск.
   

Филипп ЛЕБЕДЬ


   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION