29.01.2019: КРЫМ БУДЕТ ОСТРОВОМ?..
России придется реагировать на отделение Крыма от материка

   
   
   
    Провокационные действия Украины в азово-черноморском Керченском проливе могут закупорить эту артерию для российских перевозок – межпортовых и внешнеторговых. Тем более ввиду провокационных планов Украины «привлечь» НАТО к сопровождению ее торговых судов, следующих через этот пролив. Одновременно Киев продвигает отделение Крыма от материка судоходным каналом для сквозного сообщения – минуя тот же пролив – между азовскими и черноморскими портами Украины. Причем этим путем интересуются и в НАТО. Поэтому в России возможна реализация проекта канала-дублера Керченского пролива, разработанного еще в начале 1950-х.
    По данным украинского Минморфлота (декабрь 2018 г.), на Украине с 2017 г. продолжается сбор подписей за строительство судоходного канала примерно в 110 км на Перекопском перешейке и восточнокрымском Арабатском перешейке (его северная часть принадлежит Украине). Проекту, по тем же данным, оказывают поддержку ряд правительственных чиновников, экспертов и профильных компаний Германии, Голландии, Польши, Турции, Венгрии. Правда, экологический ущерб от этого проекта и от эксплуатации канала явно игнорируется и потому не просчитывается.
   Украинское агентство «АТН» (Киев) в ноябре 2018 г. высветило ряд подробностей проекта: «...Проектные работы в настоящее время ведет государственный институт "Укргидропроект". Такое гидротехническое сооружение обеспечит по кратчайшему пути военное и коммерческое судоходство между украинскими портами Черного и Азовского морей, фактически заблокированное из-за контроля российских оккупационных войск над Керченским проливом».
   В практическом же плане сообщается, что специалисты Украины, Турции, Германии и Венгрии уже обследовали предполагаемую трассу канала. По их мнению, придется не только «выкопать» канал шириной 85–100 м через северную часть Арабатского перешейка у порта Геническ (на Сиваше) и через Перекопский перешеек, но и существенно углубить фарватер в Сиваше и Чонгарском проливе. Итоговая глубина фарватера канала должна составить не меньше 10 метров».
   О конкретных сроках этих работ пока не сообщается официально. Но они, наряду с очевидными геополитическими последствиями для Крыма и всего юга России, приведут к уничтожению уникальной флоры и фауны в Сивашско-Северокрымском районе, как и к непоправимому ущербу высокоцелебных, притом крупных запасов разнообразного природно-лечебного сырья в том же районе. Особенно в северокрымском Приазовье (это – бром, бор, йод, фтор, магний, фолий, многие виды солей, соляных растворов, лечебных грязей, запасы минвод). К таким выводам пришла комиссия Совмина СССР еще в 1974 г., когда руководство Украинской ССР предложило обсудить тот же проект.
   Естественно, что означенный негатив способен навсегда ухудшить природно-климатические условия почти по всему Крыму, но это в нынешней ситуации едва ли «заботит» Украину. Ибо геополитика очень редко сопрягается с экологией при строительстве объектов такого рода. Рассмотрение же этих вопросов в рамках ЮНЕСКО и/или природоохранной программы ООН (ЮНЕП) политически невозможно ввиду известных противоречий между РФ и Украиной по статусу Крыма, что политически облегчает украинский проект по превращению Крыма в остров.
   Схожий проект канала выдвигался, и не единожды, еще в период Крымского ханства; то же реализовать планировала Германия в период оккупации ею Крыма и соседних областей Украины (осень 1941 г. – весна 1944 г.). А ранее то же планировали – в начале 1920-го – и врангелевское правительство юга России, чтобы надежнее «отгородиться» от большевистского вторжения. Но в те периоды проект так и не был реализован. Как-то будет на этот раз?..
   Что же касается канала-дублера Керченского пролива в РФ, в конце 1990-х – начале 2000-х между Москвой и Киевом возникли разногласия по поводу платы за транзит по этому проливу и условий его прохождения. Тогда группа российских экспертов без особой огласки приступила к восстановлению проекта начала 50-х, т.е. водного обхода («река – море») пролива через перешеек от южноазовского Темрюка к Черному морю, от которого этот кубанский порт отделен в основном лиманами. Соединение их друг с другом «выливается» в водный путь максимум в 30 км. Параллельный вариант в этом районе той же протяженности: азовский пункт Пересыпь – лиманы – Черное море. Кстати, проектные разработки этих вариантов велись в 1952–53 гг., но были прекращены с передачей Крыма Украине (1954 г.)
   Между тем лиманы, плавни и в целом низовья Кубани имеют важнейшее экологическое значение для всего прилегающего региона, в том числе и для Восточного Крыма. Поэтому разрушение здешней природной среды ради судоходства вызвало в начале 2000-х протест сперва местной, а затем и украинской общественности. Однако информация о проекте канала через Темрюкский район, видимо, повлияла на позицию Киева, и, в конце концов, стороны договорились о плате за транзит и его процедуре в Керченском проливе.
   Но, как отмечалось в ходе Делового форума Крыма в Торгово-промышленной палате РФ (декабрь 2018 г.), в связи с украинскими планами превратить Крым в остров и с отказом ООН (как и соседних Турции, Грузии, Болгарии, Румынии) признавать Керченский пролив российским не исключено возвращение к тому же проекту. Тем более что канал обеспечит дополнительное сообщение между российскими портами Азовского и Черного морей. Причем по кратчайшему пути, что важно и в военно-стратегическом плане для РФ.
   Что же до экологии, в современных технологиях строительства есть природоохранная составляющая, предусматривающая минимальный ущерб при прокладке и использовании таких водных артерий. Хотя полностью устранить экологические издержки едва ли удастся.
   В любом случае попытки Киева закупорить Керченский пролив и в то же время изолировать Крым каналом – звенья одной цепи. Точнее, политики по усилению блокады Крыма, инициируемой режимом Порошенко совместно с НАТО. А на это нужно реагировать не только военно-политическими мерами.
   

А. ЧИЧКИН


   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION