20.02.2019: МНОГОХОДОВКА
Кто и зачем уничтожил Русский оркестр «Боян»…

   
   
   
   
    28 декабря 2017 года, то есть в канун минувшего 2018-го, появился на свет, на мой взгляд, знаковый приказ главы Минкультуры РФ В.Р. Мединского за № 2274! С год уже этот приказ в действии – юбилей, можно сказать! Хотя… Факт сей мало и что кому-то говорит: в самом деле, не знаменитый же это – типа какой-либо «номерной» приказ Главковерха времен Гражданской или Великой Отечественной войны!
   Да и название приказа… Самое обыденное: «О реорганизации Федерального государственного учреждения культуры “Государственный академический оркестр” и Федерального государственного учреждения культуры “Московская государственная академическая филармония”»…
   Из приказа явствовало, что в целях «оптимизации структуры подведомственных учреждений» и в прочих благовидных целях Минкультурой РФ в ведение Московской госфилармонии передавался Государственный академический оркестр – оба учреждения на тот момент были подведомственны министерству. А теперь, после приказа, оркестр оказался подведомствен филармонии. Вот, в общем-то, и вся «реорганизация». Вопрос в другом! В том, что музыкальной общественности, тем, кто в музыкально-академических делах хоть немного смыслит, нет большой разницы, кому те или иные музыканты административно подчинены, главное – не мешало бы им это, но помогало в творческом процессе.
   Чем могла помочь Государственному академическому оркестру подобная «реорганизация»? – оставалось гадать. Поскольку наименование это на конец декабря 2017 года для любителей академической музыки было абсолютно неизвестно. Вернее, известно было, но не любителям, а чрезвычайно узкому кругу, что называется, ответственных лиц…
   При всем при том широко по всей России и за далеко ее пределами некогда звучал Государственный академический русский концертный оркестр «Боян»! Широта звучания основывалась на самом названии, полученном по имени легендарного древнерусского певца-сказителя Бояна, а также на личности Анатолия Ивановича Полетаева, профессора, композитора, народного артиста СССР и России, лауреата многочисленных отечественных и международных наград, фестивалей, конкурсов, премий, полвека назад создавшего этот уникальный коллектив.
   То, что коллектив уникален, спору нет (к данному постулату чуть позже вернемся). Бесспорен и тот факт, что в 1968 году, то есть 50 лет назад, Анатолием Полетаевым был создан Русский оркестр «Боян»! И осенью 2018 года его бесчисленные почитатели, да и вся культурно просвещенная Россия с подобающим размахом должны были праздновать сей полувековой юбилей… Не случилось. Не состоялось даже «одиночного» приуроченного к юбилею концерта. Зато «празднуем» годовщину приказа Минкультуры РФ № 2274!
   Таким образом, «Боян» на день выхода приказа № 2274 как бы существовал, но… как бы не было его уже в природе: название оркестра было заранее сокращено, дезавуировано, а по сути, изменено в корне! С выходом же приказа бывший «Боян» подчинялся уже не Минкультуры РФ, а столичной филармонии. Следовательно, пусть филармония им и «занимается»! А министерство? Умывает оно руки…
   Создатель, и бессменный главный дирижер, и художественный руководитель «Бояна» А.И. Полетаев в оркестре во всех смыслах – творческом, интеллектуальном, административно-управленческом, в прямом и фигуральном – главенствовал. На протяжении десятилетий! Оно и понятно: в столь тонком деле, как творчество, многоначалия быть не может.
   Выпускник знаменитой Гнесинки по классу баяна и дирижирования, к созданию своего оркестра шел упорно и правомерно.
   Уже со второго курса института, а это был 1955 год – штатный баянист-виртуоз знаменитого Москонцерта! В 1956 году – участник Международного фестиваля студенческой молодежи во Франции, в Париже записывает первую в своей жизни грампластинку. В 1957 году – золотая конкурсная медаль на Всесоюзном фестивале молодежи, в том же году – золотая медаль Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. В 1958 году в составе группы Госконцерта едет в первые зарубежные гастроли: Эфиопия, Ливан, Тунис, Египет, Великобритания... Император Эфиопии Хайле Селассий I, сраженный эфиопской народной песней в исполнении русского баяниста, вручает Анатолию золотую медаль!
   К 1968 году, моменту создания собственного оркестра, Анатолий Полетаев – безусловно, признанный во всем мире авторитет и даже классик баянного искусства! Заявил о себе как незаурядный интерпретатор классических произведений. И… как композитор! При необходимости сам писал стихотворные тексты к своим произведениям.
   Япония, Цейлон, Танзания, Камерун, Гана, Конго, Монголия, Индия, Венгрия, Болгария, Великобритания, Шотландия, Финляндия... – если суммировать, то за 60 с лишним лет гастрольной деятельности Анатолию Полетаеву рукоплескали более чем в 30 странах мира!
   «Но главная моя аудитория была и есть – мои соотечественники! – не устает повторять маэстро. – И до “Бояна” в моем распоряжении были лучшие залы. Но с некоторых пор стал замечать, что на академические концерты, в том числе мои, приходят в основном профессиональные музыканты… А где же, спрашивал я себя, народ?! Который пашет и сеет? На средства которого я существую?! Тот народ, которому я, музыкант, должен отдавать и отдавать?!»
   К середине 80-х «Боян» представлял собой уникальный и единственный в России и мире симфонический оркестр малой формы, соединивший два ранее «трудно соединимых» начала – русские народные инструменты и инструменты симфонического звучания!
   Проблемы, как и у большинства соотечественников, у «Бояна» начались со слома советской эпохи, с распоряжения новоиспеченного премьера правительства Москвы Ю.М. Лужкова № 637-РП от 18 марта 1992 года «О передаче в пользование приходу Русской Православной Церкви Московского Патриархата церкви святого Власия в Староконюшенном пер. (ул. Рылеева, 20)…».
   В соответствии с тогдашним законодательством в сфере культуры московские власти должны были предоставить «Бояну» равноценное помещение. Однако после череды арбитражных разбирательств оркестр оказался… в трех сырых полуподвалах. Затем «предоставили» бывший детсадик в аварийном состоянии, под снос…
   В конце 90-х «Бояну» в аренду на 10 лет было передано помещение бывшего кинотеатра «Зенит» на Таганке. Арендная плата здесь оказалась непомерно высока (взималось, как с коммерческой организации). А потому вновь – нескончаемые арбитражные суды с правительством Москвы! И дежавю: как некогда в церковь Святого Власия на Старом Арбате, 6 февраля 2007 года в «Зенит» на Таганке врываются судебные приставы, выбрасывают «Боян» на улицу на мороз, в снег!
   На Лужкове со товарищи лежит прямая ответственность за судьбу «Бояна». Но действовали московские власти вполне в духе времени – нагло, беспринципно! Тем более что сам М.Е. Швыдкой, в то время министр культуры РФ, приказом № 191 еще от 4 февраля 2004 года постановил: «Ликвидировать... Государственный академический оркестр “Боян”…»
   Приказ министра Швыдкого № 191 звучал не менее благозвучно, чем нынешний № 2274 министра Мединского. А именно «О мерах по выполнению мероприятий по оптимизации бюджетных расходов…» К счастью, за «Боян» в середине 2000-х вступилась широкая общественность. Дошло тогда до Президента РФ В.В. Путина.
   2 июня 2006 г. рабочая группа Правительственной комиссии по проведению административной реформы решает «исключить Федеральное государственное учреждение «Государственный академический русский концертный оркестр “Боян”» из перечня 3 (ликвидация)». Зам­руководителя администрации Президента России В.Ю. Сурков информирует Минкультуры РФ (письмо от 10 июня 2006 года): «При рассмотрении вопроса о деятельности Федерального государственного учреждения «Государственный академический русский концертный оркестр “Боян”» Президент Российской Федерации В.В. Путин высказал мнение о необходимости его сохранения и поддержки…».
   «Боян», следуя указаниям президента, на тот момент «сохранили». А если и «поддержали», то весьма и весьма своеобразно. Без пристального самого внимания, во всяком случае, не обошлось!
   В последующие годы «Боян» все так же ютился то там, то здесь. Как бы в помощь Анатолию Полетаеву в оркестр «сверху», приказным порядком ввели директорскую должность и стали назначать на нее одного директора за другим. Об уровне выдвиженцев в «Боян» от Минкультуры говорит хотя бы тот факт, что с 2014 года директорский пост занимал некто И.А. Толмачев, до той поры… завхоз оркестра.
   «Боян» тем не менее каким-то образом выживал. Радовал своих многочисленных поклонников пусть редкими, но яркими, вдохновенными выступлениями! Что очень даже беспокоило министерство.
   В тревоге за будущность оркестра Минкультуры РФ созвало, как теперь сообщает в отчетах-отписках, «экспертную комиссию», состоящую из «ведущих деятелей российской культуры». Оная и «прослушала» бедствующий коллектив.
   «Прослушивание» состоялось в июне 2017 года в Московской госфилармонии… в пустом академическом зале им. П.И. Чайковского. Ценителей творчества Анатолия Полетаева и оркестра «Боян» устроители не впустили, видеосъемку запретили. Кто из «ведущих деятелей российской культуры» входил в комиссию? Тайна сия покрыта мраком, но шила, как говорится, в мешке не утаишь…
   На сверхсекретном мероприятии «засветились»: А.В. Малышев, директор департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры РФ, и Е.В. Емельянова, его подчиненная, начальник отдела музыкального искусства, а также А.А. Шалашов, гендиректор Московской госфилармонии, в недавнем прошлом сам директор названного выше департамента. Как раз эти-то чиновники в последние годы всеми доступными им средствами уничтожали оркестр, урезая ему штатное расписание и зарплаты, препятствуя в выделении грантовых вспоможений, насаждая «требовательных» директоров, которые не только не способствовали «Бояну» в работе, но, следуя указаниям «сверху», пресекали на корню всякую творческую инициативу «снизу»!
   Убежден, что отнюдь не по эстетическим соображениям, но из-за давней хронической «зависимости» от чиновничества остались «глухи» авторитеты к исполненным «Бояном» на «прослушивании» произведениям: к «Бурлацкой» С. Рахманинова и «Славянскому танцу» А. Дворжака, к «Вечернему звону» А. Мосолова и Л. Гаврилова и «Оде Богородице» С. Коломенского и А. Полетаева, к «Романсу» и «Военному маршу» Г. Свиридова по повести «Метель» А. Пушкина… Да и были авторитеты среди членов «комиссии» в меньшинстве.
   Как следствие, осенью 2017 года в «Боян» на имя его очередного директора И.А. Толмачева поступает письмо за подписью вышестоящего начальника А.В. Малышева, уже упомянутого нами директора департамента господдержки искусства и народного творчества Минкультуры РФ. Малышев требует и в сжатые сроки «в целях повышения художественного уровня коллектива... внести изменения в устав учреждения в части наименования коллектива и новой редакции с учетом камерного академического состава, предложить кандидатуры нового художественного руководителя и главного дирижера оркестра, провести аттестацию коллектива».
   Завершал «многоходовку» приказ министра Мединского № 2274 от 28 декабря 2017 года. А что? Неслабым оказался предновогодний «ход»! Кто тут, пережевывая праздничный салат, найдет у себя силы и время что-то там «за» утопающий «Боян» вякнуть?!
   Ко всему прочему: если судить по бумагам, то безликое созвучие «Государственный академический оркестр», возникшее на руинах прославленного музыкального коллектива, передавалось из ведения Минкультуры РФ Московской госфилармонии не просто так, но в самых благих целях! А фактически… ставило на «Бояне» министерство крест!
   К весне 2018 года Анатолий Полетаев и его оркестранты, видимо, как не прошедшие «аттестацию», были из «реорганизованного» коллектива уволены. Все, поголовно! Из прежнего состава администратором остался лишь Толмачев, бывший завхоз и директор «Бояна». Толмачеву учли не квалификацию, а, конечно, его особые «заслуги» перед министерством…
   Итак, на протяжении многих лет уникальный Русский оркестр «Боян» и его создателя, руководителя травили, уничтожали! Травили, уничтожали те, кто по долгу службы, по роду профессиональной деятельности, получая за то немалые оклады и премиальные, были попросту обязаны «Боян» сохранить и поддержать!
   В чем, спрашивается, дело?
   В том, что перечисленные выше чиновники как раз таки входят в оставшиеся 10 процентов, которые понимают (!), что попросту говоря, «сожрали» Анатолия Полетаева и «Боян» вполне осознанно! Напоминаю, что в письме-обращении к министру Мединскому деятели культуры назвали «фальсификацией и клеветой» действия его подчиненных, а также «неоднократной сознательной попыткой ликвидировать национальный, славянский “Боян”». И поневоле возникает другой немаловажный вопрос: а в принципе зачем?! И еще прелюбопытно было бы узнать: отчего даже сам Президент России, воззвавший к «необходимости… сохранения и поддержки» «Бояна», чиновникам не указ?!
   С горечью констатирует в одном из своих последних интервью генерал-полковник, президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов: «У народа отняли буквально все… И сегодня мы не имеем своего государства. Государство “приватизировано”, и мы видим, кем…»
   А как вам следующие слова генерала? Что называется, не в бровь, а в глаз: «…все важнейшие экономические, стратегические вопросы – они решаются не в пользу народа, а, наоборот, против народа, в пользу олигархата… Государство превращено в некую частную корпорацию… А дальше мы видим, что пенсионеры – это «непрофильный актив», это «обременение» для такого государства. Образование – то же самое. Ну и культура и искусство… Все это неслучайно. Это мощная операция по уничтожению будущего России!
   На концертных выступлениях «Бояна» Леонид Григорьевич встречался автору этих строк. К его личности, взглядам отношусь с глубочайшим уважением. Эти взгляды разделяю. Читаю, анализирую, вижу: честные аналитики, нередко лишенные доступа к массовым трибунам, центральным печатным и электронным СМИ, – аналогичного мнения!
   Ценители творчества Анатолия Полетаева и оркестра «Боян» со сложившейся чрезвычайно опасной ситуацией смириться не могут! По их мнению, уничтожение уникального музыкального коллектива – тягчайшее государственное преступление, равносильно измене Родине. Смириться в этой ситуации – значит, тоже предать! Самое святое, что у каждого имеется: отцов-предков, великую и многострадальную историю России! Ее будущее, следовательно, мечты, помыслы, надежды на светлое завтра собственных детей!
   В связи с чем нескончаем поток публикаций в патриотических СМИ, коллективных и личных обращений, заявлений, исков в судебные инстанции, органы прокуратуры, ФСБ, Президенту России, отдельным депутатам, руководству Государственной Думы… Обращаются, заявляют, пишут как «рядовые» граждане, так и всей стране известные политики, публицисты, политологи, писатели, историки, музыканты, искусствоведы, артисты, общественные деятели. Более подробно о ходе этой борьбы читайте в моем обширном расследовании «Мир спасет Правда! О судьбе Русской культуры и оркестра “Боян”…», в октябре 2018 года вышедшем отдельной книгой (см. также в интернет-сети).
   Требование у нас одно: спасти русский оркестр «Боян»! Пока не поздно! И не просто оркестр, а национальное достояние, многозначный символ нашей культуры!
   Присоединяйтесь, читатель!
   
   

Сергей СКАТОВ,
   академик Международной cлавянской академии,
   координатор Движения «Народный Собор»,
   председатель Нижегородского отделения Международной общественной
   организации «Русское Собрание»


   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION