30.05.2019: «ПОГОВОРИ ХОТЬ ТЫ СО МНОЙ...»
ВОЗВРАЩЕНИЕ РУССКОЙ СЕМИСТРУННОЙ ГИТАРЫ

   
   
   
    У каждого народа есть своя особенная, присущая только ему культура, проистекающая из его соборного религиозного мировоззрения, т.е. из его вероисповедания. И пока народ сохраняет свою культуру, он сберегает свою веру и до тех пор остается именно тем народом, каким создал его Господь. Чтобы нация прекратила свое историческое бытие, утратила свою идентичность и была поглощена другими нациями, нужно просто сменить ее исконную культуру на иную. И через несколько поколений на том же месте будет жить совершенно другой народ с другой историей и с другой религией. И предками своими он будет почитать других героев и других святых. Процесс этот, если ему не препятствовать, совершается довольно быстро. Что сейчас и происходит в России.
   Но, слава Богу, среди россиян есть те, для кого понятие «национальная культура» не просто словосочетание, а смысл существования. Пусть их немного, но они истинные хранители народной души, а значит, и всей исторической плоти народа. Это они пока не дают русскому народу окончательно превратиться в обычное народонаселение, которому без разницы, в какой стране жить.
   С одним из таких Хранителей мне недавно довелось встретиться и побеседовать. Зовут его Владимир Маркушевич. Это уникальный человек. До глубины души влюбленный в музыку, беззаветно преданный русской семиструнной гитаре, он преображается, когда начинает говорить на эту тему. От Владимира я впервые узнал, что семиструнная гитара – это чисто русский музыкальный инструмент. Ну, скажем, такой, как балалайка, ибо изобретен был в России в конце XVIII века. Как утверждают некоторые исследователи (М.А. Стахович, М.И. Пыляева, А.В. и С.Н. Тихонравовы и др. – И.Г.), создателем семиструнной гитары является Андрей Осипович Сихра (1773–1850 гг.) – основоположник гитарного искусства в России, наделенный от Бога мощным музыкальным талантом. Сихра виртуозно владел шестиструнной гитарой, но еще большего совершенства достиг в игре на арфе. И тогда он придумал сделать из шестиструнной гитары инструмент, близкий по звучанию к арфе. Он приделал седьмую струну к гитаре и тем самым изменил ее строй. И родилась совершенно новая музыка, как-то по-особенному родная и понятная русской душе.
   «Семиструнка» практически мгновенно распространилась по всей России. Романсы, набиравшие тогда популярность, цыганские песни, столь любимые нашей аристократией, народные песни, рожденные из самого сердца русского народа, как нельзя лучше вписывались в ее музыкальный строй. И что характерно, музыка русских композиторов легче всего поддавалась обработке именно под исполнение ее на семиструнной гитаре. Сам Андрей Сихра не только пропагандировал созданный им новый инструмент, давая многочисленные концерты, он еще написал для него около тысячи сочинений и обработок народной и академической музыки, а также написал учебник под названием «Школа игры для семиструнной гитары», впервые изданный в 1832 году. Каждый русский человек, от простого крестьянина до великих наших поэтов и писателей, был влюблен в «семиструнку». Можно сказать, что весь XIX век прошел под ее аккомпанемент. Она стала поистине народным инструментом, неотделимым от нашей музыкальной, а в целом от общенациональной, культуры.
   Все это я (к моему стыду, надо признаться. – И.Г.) впервые узнал от Владимира Маркушевича. И то, с каким воодушевлением он рассказывал мне историю русской семиструнной гитары, заставило и меня, человека, малосведущего в музыке, полюбить ее. Именно в тот момент я понял, что предо мной находится один из хранителей соборной души русского народа. Ведь с забвением во второй половине XX века семиструнной гитары мы чуть было не утратили целый пласт нашей национальной музыкальной культуры. А вместе с ней чуть было не разорвали еще одну ниточку, связывающую нас с целой эпохой в нашей истории – с XIX веком. Конечно, из стены дома можно вынуть один кирпич, и дом устоит. Можно вынуть и два, и три кирпича, и ничего не произойдет. Пока количество вынутых кирпичей не достигнет критического числа. И тогда дом рухнет, и похоронит под своими развалинами всех жильцов. Чтобы такого не произошло, нужно бороться за сохранность каждого кирпичика в его стенах. Это я о доме нашей национальной культуры.
   Владимир Маркушевич и посвятил свою жизнь тому, чтобы этот один маленький кирпичик под названием «русская семиструнная гитара» вернуть на его законное место. Он профессиональный музыкант, с теплом вспоминает свою учительницу в музыкальной школе Галину Иосифовну Владимирову, которая первой увидела в нем, «дворовом» гитаристе, «золотые зерна» истинного таланта. Потом было музыкальное училище им. Гнесиных (класс Л. Менро). В начале 90-х годов Владимир выступал с сольной программой на фестивалях гитарной музыки в Челябинске, Мариуполе, Полтаве, Миргороде. Позже стал работать еще и как аккомпаниатор в программах с народным артистом России Б. Плотниковым, сыгравшим в фильме «Собачье сердце» доктора Борменталя («Альбом есть памятник души»), с заслуженной артисткой России Г. Улетовой («Ф. Тютчев», «Романсы о цветах») и другими. В 2005 году гастролировал вместе с народным артистом СССР А. Ведерниковым. Играл во многих залах и исторических музеях страны. Владимир пропагандирует свой инструмент как исполнитель и исследователь. Он собрал нотную гитарную библиотеку, записи исполнителей на русской гитаре, «озвучил» несколько исторических инструментов из коллекции Музея музыкальной культуры им. Глинки (гитара Ф. Шаляпина, цыганки Тани и др.), сделал цикл радиопередач о русской гитаре на «Народном радио», «Голосе России» и др. Сейчас Владимир выступает с уникальной музыкальной программой «Русские гитары» совместно со своим другом и соратником Владимиром Суминым. В 2007 году гастролировал в Англии и Америке.
   По поводу этих гастролей он мне сказал: «Когда я видел, какой популярностью пользуется в Америке наша родная семиструнная гитара, мне становилось, что называется, за Державу обидно. Правда, после гастролей я был на фестивале семиструнной гитары в Кинешме. И там хоть немного отошел душой. И все же мне обидно, что почти 90% музыкантов не играют народную музыку». И я понимаю Владимира Маркушевича. Конечно, русскому человеку обидно, когда на чисто русском инструменте играют какую угодно музыку, но только не русскую, ту, для которой он и был создан. Это как на балалайке исполнять народные песни африканских племен. Можно, конечно, но – это будет не то.
   Десять лет исполнилось дуэту «Русские гитары». Десять лет Владимир Маркушевич и Владимир Сумин ведут духовную брань за то, чтобы вернуть русскую семиструнную гитару в лоно русской музыкальной культуры. Разумеется, они рады, что наш национальный инструмент покорил своей мелодичностью все народы мира. Но нельзя же забывать и о своем народе! И дуэт «Русские гитары» не забывает. Как мне сказал Владимир Маркушевич: «Мы переложили Орехова, Петрова (русские композиторы-гитаристы. – Ред.). Мы постарались, чтобы остались их мелодичность, душевность, доступность; чтобы было понятно всем, даже не музыкальным людям». Вот главное слово сказано: «…чтобы было понятно всем». И когда русская семиструнная гитара заговорит на русском языке, она будет понятна не только русскому человеку, но и представителям всех национальностей планеты.
   И тогда я задал Владимиру Маркушевичу, может быть, главный вопрос: «Скажите, вы верующий?» На что он ответил мне просто и как-то даже обыденно: «Я верующий и воцерковленный человек. У меня есть духовник отец Владимир. Мой прапрадед по материнской линии построил на свои средства церковь в селе Зайцево Севского уезда» (ныне Брянская обл. – И.Г.). И я понял, что этим было сказано все. Русский, православный не может не любить Россию. И еще мне сказал Владимир Маркушевич: «Всегда и везде я представляю семиструнную гитару как самостоятельный национальный инструмент. Я считаю себя ответственным перед будущими поколениями за его возрождение именно в таком качестве».
   О многом мы еще говорили с Владимиром Маркушевичем. Здесь всего не передать. Но главное я понял из нашей с ним беседы: вернуть русскую семиструнную гитару в русскую музыкальную культуру – это значит восстановить еще одну разорванную нить, связывающую нас с нашими предками. А это значит оставаться Русским народом. Я неоднократно говорил и еще раз повторяю: культура не занимается политикой, ибо она и есть политика в чистом виде. Она – идея, на которой строится бытие нации. Поэтому вся мировая политика крутится вокруг этой идеи. А идея какого народа победит, тот народ и является победителем. Поэтому еще раз повторяю: сохраним русскую культуру, сохраним веру православную. А сохраним веру православную – сохраним русский народ. И тогда никто нас не одолеет!
   

Игорь ГРЕВЦЕВ


   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION