06.08.2019: О КУЛЬТУРНОМ ЕДИНСТВЕ ГРЕКО-СЛАВЯНСКОГО МИРА
   
   
   
   
   Будилович Антон Семенович (24.05.1846 –12.12.1908) – славист, историк, филолог и публицист.
   Родился в селе Комотово Гродненской губернии, cын униатского священника. Среднее образование получил в Литовском семинарии. В 1863–1867 гг. учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета; окончил его с золотой медалью за сочинение «О литературной деятельности М.В. Ломоносова». Оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию по кафедре славянской филологии, где работал под руководством И.И. Срезневского, а затем В.И. Ламанского, оказавшего на Будиловича особенно большое влияние. Магистр (1871). В 1872–1875 гг. был направлен для изучения славянских наречий, литератур и этнографии в славянские области Германии, Австро-Венгрии, а также в Румынию, Сербию, Черногорию, европейскую Турцию. В 1875–1881 гг. исполнял должность орд. профессора Института князя Безбородко в Нежине. С 1879 г. – доктор славянской филологии. В 1881–1892 гг. работал на кафедре русского и церковнославянского языков Варшавского университета, в 1887–1892 гг. был одновременно деканом историко-филологического факультета.
    В 1882 г. избран членом-корреспондентом Академии наук. В 1892–1901 гг. – ректор Юрьевского университета, где также работал на кафедре сравнительной грамматики славянских наречий. В 1899 г. – заслуженный профессор, с 1901 г. – член совета Министерства народного просвещения. Был также членом Сербской королевской академии, членом-корреспондентом Чешской академии наук и искусств, почетным членом Петербургской духовной академии и Юрьевского учено-литературного общества, действительным членом Русского географического общества, председателем Галицинско-русского благотворительного общества в Петербурге, членом многих других обществ и научных организаций, в том числе членом Русского Собрания, а также окраинного общества, ставившего своей целью борьбу с сепаратизмом в Империи, состоял в Монархической партии правого порядка, был товарищем председателя Санкт-Петербургского славянского благотворительного общества. В 1907–1908 гг. – редактор газеты «Московские ведомости».
   Все аспекты деятельности Будиловича определялись его приверженностью к панславистской идеологии и политическими убеждениями. Для решения «славянского вопроса» полагал необходимым создать некое общеславянское государственное образование, где не только православная религия, но и русский язык играли бы главенствующую роль, будучи обязательными для всех славян. Он яростно ополчался против каких бы то ни было «заимствований» с Запада. Особенно пагубной для России Будилович считал западную парламентскую систему, выступал против всеобщего тайного и равного избирательного права. Будилович отказывал в праве на самоопределение и собственное развитие всем народам России, кроме русского, к которому в то время официально относили малорусов и белорусов, выступал против преподавания школьных дисциплин на языках народностей и отделения школы от Церкви.
   Наиболее известен Будилович как публицист и политический деятель, стремившийся к укреплению русского самодержавия и православно-русских начал в период 80–90-х гг. XIX в., а также в 1905–1907-х.
   В 1885 г. Будилович редактировал «Мефодиевский юбилейный сборник», в 1892-м – журнал «Славянское обозрение», в 1908 г. – газету «Московские ведомости». Статьи, написанные Будиловичем, публиковались: в ЖМНП, «Русском обозрении», «Известиях СПб. Славянского благотворительного общества», «Руси», «Русском вестнике», «Новом времени», «Вестнике Европы», «Московских ведомостях», «Окраинах России» и многих других журналах и газетах. Большое количество статей Будиловича посвящено вопросам общеславянского языка, литературного единства всех славян, современного положения и взаимоотношений славянских народов, изучения славянского мира, содержания и периодизации славянской истории и т.п. Другая группа – многочисленные публицистические статьи, затрагивавшие злободневные вопросы русской жизни (изданы отдельной книгой. СПб.: Наука и политика, 1908. – Авт.). Как ученый Будилович занимался преимущественно языкознанием, читал курсы церковнославянского языка, славянского языкознания, славянских древностей, этнографии и другие. Вопросам славянской лингвистики и этнографии посвящены обе диссертации Будиловича, а также статьи и пособия для студентов. Значительный отклик среди специалистов имела его докторская диссертация «Первобытные славяне в их языке, быте и понятиях по данным лексикальным» (1878–1882).
   После участия в Славянском съезде в Москве (1867) и затем во время первых своих заграничных командировок с конца 60-х Будилович настолько увлекся славянской политикой, что чисто научные работы, начатая диссертация, отошли на второй план. В дальнейшем Будилович является по преимуществу политическим деятелем, публицистом и популяризатором, принимает живое участие в делах Петербургского Славянского благотворительного общества, развивает теорию Ламанского о культурном единстве всего греко-славянского мира, проводит идею гегемонии России и кирилло-мефодиевской миссии зарубежных славян.
   Во всех своих научных и публицистических работах Будилович отстаивал идеи славянофильства. Широкую известность получили его работы «Славянские матицы и ученые дружества» (1869), «Не был ли православным человеком Иероним Пражский?» (1870), «Мечта ли панславизм?» (1872), «Несколько мыслей о греко-славянском характере деятельности Кирилла и Мефодия» (1885), «К вопросу о племенных отношениях в Угорской Руси» (1903), «По вопросу об упрощении русского правописания» (1904).
   Искренность и последовательность деятельности Будиловича уважали даже его политические противники. «Все сочувствующие политическому освобождению и культурному развитию славянских народностей с тяжелым чувством примут известие о кончине Будиловича, – писал С. Котляревский в “Русских ведомостях”. – Каковы бы ни были разногласия по другим вопросам внутренней политики с покойным, нельзя забыть всего, что сделано Будиловичем в области ознакомления России со славянским миром и возбуждения у нас к нему симпатий. Нельзя не оценить те качества ума и чувства, которые никогда не могут заслоняться политическими различиями, чтобы оценить искреннюю, горячую веру покойного в славянство».
   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION