06.08.2019: СЛАВЯНЕ – ЗНАЧИТ СЛАВНЫЕ
   
   
   
   
   Славяне – крупнейшая в Европе многочисленная группа народов, объединенных общностью языка, основ культуры и культурно-исторических традиций, издавна населяющих обширные пространства на территории Европы. В России славяне, составляющие преобладающее большинство населения, живут на территории от Тихого океана на востоке и Северного Ледовитого океана на севере до государственной границы на западе и Кавказа на юге. В Польше, Чехии, Словакии, странах бывшей Югославии и Болгарии славяне составляют основное население. Славяне живут также на территории восточных, бывших некогда славянскими областей Германии – Померании, Познани и Силезии, в южных областях Австрии, в южных и северо-восточных районах Венгрии, в Добрудже и в северо-восточных приадриатических районах Италии. За пределами Европы и Азии славяне живут в Канаде, США, Аргентине и в других американских республиках, а также в Австралии и Новой Зеландии.
   По языковому признаку современные славяне образуют три основные группы: восточную (великорусы, малорусы и белорусы), западную (поляки, чехи, словаки, кашубы, поморские словинцы, сербы-лужичане) и южную (словенцы, или словинцы, сербы, хорваты, македонские славяне и болгары).

   
   С древнейших времен славяне составляли крупнейшую часть мирового населения, определяли основные направления демографического сдвига, являясь главными конкурентами на пути западноевропейских народов.
   Слово «славяне» многие производят от слова «слава», «славные». Другие, основываясь на древнем правописании «словене», производили его от «слово», «словесные», т.е. говорящие по-славянски в противоположность немым «немцам», по-славянски не говорящим. В XIX в. вместо этих гипотез выдвинута еще одна гипотеза – иноземная, латинская, по которой римляне стали звать славян slavus, slava под влиянием существования у славян множества собственных имен, оканчивающихся на «слав», «слава».
   С XIX в. все славяне входят в три группы народов.
   Восточная (русская) группа включает: великорусов, малорусов (украинцы, полещуки), русинов, или галичан (покутяне, подолаки, бойки, гунулы, горалы) и белорусов.
   Западная (вендская) группа: поляки (мазуры, кашубы, куявы), полабские славяне (остатками их являются онемеченные венды, лужичане, сербы), чехи, или богемцы (моравы), словаки.
   Южная группа: словинцы, или словены, сербо-хорваты (сербы, хорваты, или кроаты, морлаки, герцеговинцы, босняки, черногорцы), болгары.
   Общая цифра славянского населения в конце 1880-х – начале 1890-х в Европе, Азии и Америке составляла приблизительно 126 млн, из которых около 90 млн входили в восточную группу, т.е., в сущности, русский народ в широком смысле, включая малорусов, белорусов, русинов. Из всей этой славянской массы государственную самостоятельность в то время имели русские, болгары, часть сербов (Сербия и Черногория). Остальное славянство входило в состав Австро-Венгрии, России, Пруссии, Саксонии, Румынии и Турции. В отношении религии славяне распадались: на православных 721/2% (русские, болгары, сербы, черногорцы, часть босняков и герцеговинцы), католиков 211/2% (поляки, хорваты, словинцы, чехи, словаки, часть полабских славян), униатов 31/2% (русины, частью болгары и хорваты), протестантов 11/2% (часть полабских славян, словаков и поляков), магометан около 1 % (часть босняков, сербов и болгар).
   Общая численность славянских народов на начало ХХ в. составляла около 150 млн человек, в том числе русских свыше 65 млн, малороссов около 31 млн, белорусов примерно 7 млн; поляков свыше 19 млн, чехов более 7 млн, словаков свыше 2,5 млн; сербов и хорватов более 9 млн, болгар – 5,5 млн, словенцев – 1,5 млн. Основная масса славянского населения находилась в России – 107,5 млн человек, в Австро-Венгрии около 25 млн человек, в Германии свыше 4 млн человек; в странах Америки более 3 млн человек.
   Общая численность славян до 1941 г. – свыше 250 млн человек. В СССР, по переписи на 17.01.1939, славян – 132 357 764 человек, в том числе великорусов – 99 019 929. Малорусов, после воссоединения с УССР западных областей Украины, Бессарабии и Северной Буковины, около 36,5 млн; белорусов, после воссоединения белорусского народа, – 8,7 млн. В США, Канаде, Южной Америке и Австралии великорусов свыше 5 млн, малорусов около 1 млн. Несколько сотен тысяч белорусов жили в Аргентине, Уругвае и других странах Южной Америки. Для белорусов в США, Канаде и других странах обеих Америк статистических данных не имеется. Общая численность поляков – 25 млн человек, из них около 20 млн жили в Польше и свыше 5 млн в США. Чехов 7,6 млн – в Чехословакии, 1,5 млн – в США и несколько десятков тысяч – в СССР, Англии и других странах. Словаков в Чехословакии насчитывалось 2,5 млн и около 1 млн в США и в других странах. Карпатороссов немногим более 1 млн, из них 665 тыс. – в Чехословакии и до 400 тыс. – в США и Канаде. Сербов в Юго­славии – 5,3 млн, хорватов около 5 млн. Значительное число сербов и хорватов – сотни тысяч, жили в США, Южной Америке, Австралии, Африке и на Ближнем Востоке. Словенцев приблизительно 1,6 млн жили в Европе и 400 тыс. за ее пределами. Для македонских славян точных цифровых данных на это время нет. Общее их число на территории Македонии, поделенной после Первой мировой войны на три части – между Югославией, Болгарией и Грецией, приблизительно 1,22 млн. Значительное число македонских славян жили в разных странах. Болгар на территории Болгарии, по данным на 31.12.1934, около 5 млн. Также болгары жили во всех балканских странах, в том числе в Румынии, Турции, а также в Венгрии. В СССР, по переписи 1939 года, болгар – 113 479 человек; много болгар жило в Америке. До прихода к власти национал-социалистов, поставивших своей задачей физическое истребление всех славянских народов, лужицких сербов на территории Германии насчитывалось около 150 тыс., кашубов примерно 200–250 тыс., поморских словинцев на Балтийском побережье, у Лебского озера около 250 человек.
   Согласно разработанному фашистскими лидерами плану «Ост», «нацистской реконструкцией охватывалась не только вся Польша, но и Чешские земли, советская Украина, Белоруссия, часть РСФСР и Прибалтика. По разным подсчетам гитлеровцев, здесь проживало от 45 до 65 млн коренных жителей, в основном «расово неполноценных» славян. Из этого числа нацисты намеривались депортировать за Урал и частью уничтожить от 31 до 51 млн человек, в том числе поляков – 80–87%, белорусов – 75%, населения Западной и Юго-Западной Украины свыше – 60%, чехов около 50%. Остальных... ожидали германизация или превращение в невольников.
   Во Вторую мировую войну русский народ и братские славянские народы потеряли более 40 млн человеческих жизней, из них более 35 млн жертв составили собственно русские (включая малороссов и белорусов). Развязав войну против России, Германия совершила самое страшное преступление в истории человечества. Никогда еще ни один завоеватель не ставил перед собой такой тотальной, чудовищной задачи – уничтожить огромную страну, убить подавляющую часть ее народа, вытеснив его остатки за Урал. Но немецкие агрессоры хотели уничтожить не только Россию. Германия хотела расширить свое «жизненное пространство» за счет территорий и других славянских государств – Польши, Югославии, Чехии. В результате немецкой оккупации в этих славянских государствах погибло 10 млн человек, из них только Польша потеряла 6 млн человек.
   Численность славян в мире после войны 1939–1945 гг. составила около 215 млн человек. Послевоенное восстановление численности славян шло очень медленно.
   Общая численность славянских народов на 1970 год около 260 млн человек, из них русских свыше 130 млн, малорусов – 41,5 млн, белорусов – 9,2 млн; поляков около 37 млн, чехов около 10 млн, словаков – 4,7 млн, лужичан – 0,1 млн; болгар – 7,9 млн, сербов – 9 млн, хорватов – 4,8 млн, словенцев – 2,1 млн, черногорцев – 0,6 млн, македонцев (в Югославии) – 1,2 млн.
   В настоящее время число славян в мире составляет около 320–350 млн человек, в том числе болгар – 8,5 млн, сербов около 9 млн, хорватов – 5,7 млн, словенцев – 2,3 млн, македонцев около 2 млн, черногорцев менее 1 млн, боснийцев около 2 млн, русских – 146 млн (из них в РФ – 120 млн), малороссов – 46 млн, белорусов – 10,5 млн, поляков – 44,5 млн, чехов – 11 млн, словаков менее 6 млн, лужичан около 60 тыс. Славяне составляют основную часть населения России, республик Польши, Чехии, Хорватии, Словакии, Болгарии, Государственные сообщества Сербия и Черногория, проживают также в республиках Прибалтики, Венгрии, Греции, Германии, Австрии, Италии, в странах Америки и в Австралии.
   Большинство славян – христиане, за исключением боснийцев, которые приняли ислам во времена османского владычества над Южной Европой. Болгары, сербы, македонцы, черногорцы, русские в основном православные; хорваты, словенцы, поляки, чехи, словаки, лужичане – католики; среди украинцев и белорусов много православных, но есть также католики и униаты.
   Начиная с VII в. славянские народы стоят непреодолимой преградой на пути хищнической экспансии Запада, стремящегося на восток от рек Эльбы, Одера, Вислы, и оказывают агрессорам стойкое и упорное сопротивление. На протяжении веков крупнейший из славянских народов – русский народ – является защитником всех славянских народов от западных, прежде всего немецких хищников. Беспримерна в истории героическая борьба русских во Второй мировой войне, спасшая все славянство от гибели и от порабощения Западом.
   Источники по истории древних славян – предков современных славянских народов: археологические и лингвистические данные, сведения греко-римского и византийских историков, раннесредневековые летописи, хроники. Древнейшие исторические сведения о славянах относятся к I–II вв. н. э. Информация о сербах середины VI в. – sklabnoi, sclaveni – неоднократно встречается в текстах Прокопия, Иордана и др. Ко 2-й половине VII в. относится первое упоминание о славянах (сакалиба) у арабских авторов (Абу Малик аль-Ахталь).
   Данные языкознания связывают древних славян с областью Центральной и Восточной Европы, простиравшейся от Эльбы и Одера на запад, в бассейн Вислы, в Верхнее Поднестровье и до Среднего Поднепровья на востоке. Северными соседями славян были германцы и балты, составлявшие вместе со славянами северную группу индоевропейских племен. Восточными соседями славян были западноиранские племена (скифы, сарматы), южными – фракийцы и иллирийцы, западными – кельты. Вопрос о древнейшей «родине» славян остается дискуссионным, но большинство исследователей считают, что она находилась к востоку от Вислы.
   По предположению многих археологов, древние славяне, так же как германцы и балты, были потомками скотоводческо-земледельческих племен, людьми шнуровой керамики культуры, расселившихся на рубеже 3-го и 2-го тыс. до н.э. из Северного Причерноморья и Прикарпатья по Центральной, Северной и Восточной Европе. В последующее время славяне были представлены несколько генетически связанными между собой археологическими культурами, особое значение среди которых имели: тшинецкая культура, распространенная в 3-й четверти 2-го тыс. до н.э. между Вислой и средним Днепром, лужицкая культура (XIII–IV вв. до н.э.) и поморская культура (VI–II вв. до н.э.) на территории современной Польши. В Поднепровье некоторые археологи считают праславянами носителей чернолесской культуры (VIII – н. VI в. до н. э.), невров или даже скифов-пахарей у Геродота. Предположительно со славянами связывают подгорцевскую культуру и милоградскую культуру (VII в. до н.э. – I в. н.э.). Существовавшая с конца 1-го тысячелетия до н.э. на Припяти и в Среднем Поднепровье зарубинецкая культура связывается с предками восточных славян. Это была культура развитого железного века, ее носители занимались земледелием, скотоводством и ремеслами. Вероятно, у некоторых передовых племенных групп родовая община сменилась уже территориальной.
   
   
   
   Во II–IV вв. н.э., в результате движения на юг германских племен (готы, гепиды), целостность территорий славян была нарушена, что имело, по-видимому, большое значение в обособлении славян на западных и восточных. Основная масса носителей зарубинецкой культуры передвигается в первых веках н.э. на север и северо-восток по Днепру и Десне (позднезарубинецкая культура). В III–IV вв. в Среднем Поднепровье обитали племена, оставившие черняховские древности. Некоторые археологи считают их славянами, большинство – полиэтнической группировкой, включавшей славянские элементы. В конце V в., после падения державы гуннов, начались продвижение славян на юг (к Дунаю, в Северо-Западное Причерноморье) и их вторжение в балканские провинции Византийской империи. Племена славян разделялись тогда на две группы – антов (вторгавшихся на Балканский полуостров через низовья Дуная) и склавинов (нападавших на византийские провинции с севера и северо-запада. Колонизация Балканского полуострова была результатом не переселения, а расселения славян – они удержали все свои старые земли в Центральной и Восточной Европе. Во 2-й пол. 1-го тыс. славяне заняли Верхнее Поднепровье и его северную периферию, принадлежавшие ранее восточным балтам и финно-угорским племенам, а также земли по нижней Эльбе и юго-западному побережью Балтийского моря и превратились в крупнейшую этническую группу Европы. Как анты, так и склавины распадались на отдельные племенные группировки: уже в VII в. известны дулебы, вероятно, тогда же существовали и другие «племена» славян, перечисленные в «Повести временных лет» (поляне, северяне, древляне, кривичи, уличи, тиверцы, хорваты, радимичи, дреговичи, вятичи и др.). В VII–VIII вв. среди объединений славян, поселившихся на Балканском п-ове, были известны драгувиты, сагудаты, верзиты, северы (северяне) и многие другие.
   Данные из письменных источников подтверждаются археологическими памятниками славянам VI–VII вв., которые хорошо известны на территориях Поднепровья, Побужья, Поднестровья, Польши, Чехии и Словакии, Румынии, Болгарии, стран бывшей Югославии. Это остатки поселений с жилищами-полуземлянками с бревенчатым срубом, реже – наземные столбовые постройки, отдельные городища-убежища, могильники и курганы с остатками трупосожжений. Во взаимодействии с искусством ближайших соседей – германцев на западе, угро-финнов на севере и северо-востоке, скифов и сарматов на юге и юго-востоке, фракийцев на юго-западе – развивалось искусство славян. Множество образцов керамики, украшенной процарапанным и рельефным орнаментом. Ювелирное искусство представлено железными и бронзовыми фибулами с гравированными и литыми узорами, женскими украшениями. Наиболее характерные мотивы орнамента были связаны с культами Солнца (круг, крест, свастика), воды и дождя (волнистые и сетчатые узоры), молнии (зигзаги). Космологические представления славян отразились и в отдельных произведениях монументальной скульптуры (например, в Збручском идоле). Наиболее распространенным типом пластики славян были воздвигавшиеся в центре святилища изображения богов, нередко имеющие несколько ликов и отличающиеся статичностью и нерасчлененностью форм. В VII в. в некоторых ювелирных изделиях славян проявилось возрастающее влияние византийского искусства.
   Первые исторические известия о славянах под именем венедов, или венетов, принадлежат античным писателям: Плинию Старшему (23–79), Публию Корнелию Тациту (55 – ок. 120) и Птолемею Клавдию (ум. ок. 178). По их свидетельству, венеды жили вдоль Балтийского побережья, между Данцигским и Штеттинским заливами, а также по реке Висле от ее верховьев в Карпатских (Венедских) горах и до побережья Балтийского моря. Упоминание о неврах, позже именуемых венедами, имеются и у более ранних авторов, например у Геродота (V в. до хр. э.). Геродот, в частности, говорит о том, что янтарь приходит с реки Эридан – по-видимому, в древности венеды славились разработкой янтаря и торговлей им. В ходе химических исследований было установлено, что янтарь микенских могил XIV–XII вв. до хр. э. и египетских гробниц, восходящих к 3-му тыс. до хр. э., северного происхождения. Позднее документальное засвидетельствование наличности славян под именем венедов, или венетов, на европейской территории объясняется тем, что удаленные от центров древности, Греции и Рима, славяне долгое время оставались вне поля зрения древних авторов или же, если и были известны, то в составе племенных коллективов: киммерийцев, фракийцев, скифов и сарматов, представлявших собой крупные межплеменные объединения или союзы племен. Появлению на исторической сцене славянских племен, этнографически отличных от соседей – германцев или финнов, предшествовали племенные коллективы дославянского и протославянского образования, занимавшие на европейском материке ту же территории, которую впоследствии занимают их потомки – славяне. Аналогичный процесс этнографического становления одновременно со славянами переживали и их ближайшие соседи – германцы, литовцы и финны.
   По данным исторических источников (наиболее важные из них – готский историк Иордан и византийский Прокопий Кесарийский, оба жившие в VI в.), в VI в. венеды (они же виниды) делились на две основные группы: славяне и анты. По этим данным, славяне жили на территории древней Паннонии (в бассейне рек Савы и Дравы, правых притоков Дуная), нынешних Чехии, Словакии и Польши, а также на запад от реки Вислы, имея северной границей Балтийское побережье на западе от реки Вислы до левобережных районов реки Эльбы (славянской Лабы) и бассейна реки Заалы. В VIII–IX вв. западная граница этой территории на левобережьи реки Лабы была этнографической границей, отделявшей славянские племена от залабских германских племен; восточнее реки Лабы германцев в то время не было. Славяне (они же склавины) составляли в VI в. западную ветвь славянского народа. Анты занимали обширные пространства от низовьев Дуная, Причерноморья и Приазовья на юге и далеко вовнутрь страны на север и северо-запад и составляли восточную ветвь славянского народа. В середине 1-го тысячелетия н.э. славяне в целом занимали обширную территорию, восточной границей которой ориентировочно было течение реки Дона и верховья рек Оки и Волги, а западной – левобережье реки Лабы и бассейн реки Заалы, откуда западная славянская граница шла в южном направлении к Адриатическому поморью, переходила на Балканский п-ов и от низовьев Дуная шла в восточном направлении вдоль Причерноморья и Приазовья до реки Дона. Северную границу славянских поселений в Центральной Европе составляло побережье Балтийского моря между реками Вислой на востоке и Лабой на западе. На этой обширной территории, которую потомки славян в основном занимают по настоящее время, к середине 1-го тысячелетия н.э. уже сложился в процессе племенных скрещений культурно и этнографически дифференцировавшийся в общей массе племен единый славянский народ в составе восточных, западных и частично южных славян. Племенной славянский термин «венеды» (в форме Wenden или Winden) сохранился в современном немецком языке как общее название для славян. Древне­славянские антские племена лежат в основе русского народа, в составе трех образующих его братских народов – великорусов, малорусов и белорусов, а также частично болгарского народа на Балканском п-ове.
   По отзывам современников (VI в.), славяне отличались высоким ростом, темно-русым цветом волос, крепким телосложением, силой и ловкостью. Представление о белокурости славян было настолько популярным на Востоке, что племенной термин «саклаб», «сакалиба», т.е. «славянин», приобрел характер синонима для названия всякого светло- или рыжеволосого человека вообще. Однако говорить о каком-либо единстве и своеобразии антропологического типа древних славян нельзя, как и о любом из современных европейских народов. Возникшие с глубокой древности в про­цессе племенных скрещений, пережив в своей позднейшей истории уже в древности многочисленные международные встречи, культурные влияния и физические связи с народами востока и запада, севера и юга, древние славяне, как и их современные нам потомки, представляли собой в антропологическом отношении комплексный тип, который, территориально взятый, мог иметь гораздо больше отличий от своих племенных сородичей иной территории, нежели от своих племенных инородичей-соседей.
   До образования в VI–VII вв. первых славянских государственных объединений славяне жили отдельными самоуправляющимися племенами. Западные славяне, жившие на территории между рекой Лабой на западе, Балтийским побережьем на севере, польской этнографической границей и рекой Вислой на востоке и северной границей современной Чехии на юге, составляли группу полабско-прибалтийских славян. Территориально они распределялись по четырем областям: 1) область сербов на среднем течении реки Лабы и в бассейне реки Заалы на западе, вплоть до границы чешских племен на юге и польских на востоке; 2) область ободричей на нижнем течении реки Лабы. Кроме ободричей, в нее входили племена вагров, полабан, смолинцев и линян; 3) область лютичей к востоку от ободричей, вплоть до реки Одры (Одер) с племенами: хижины, запеняне, доленцы и ратари; 4) область поморян между реками Одрой и Вислой. Особую группу составляли славяне, населявшие острова в Одерском заливе – Узноим, Волин и Руяна. Наиболее известны из них в истории руяне, или раны, руны, рутены. За исключением сербов, все полабско-прибалтийские славяне были объединены в политические союзы. С конца VIII в. известны: союз ободричей с городами Вилиград, Зверин (Шверин), Розток, Ратибор (Ратцебург), Любице (Любек) и другие; союз лютичей, или вельтов, велетов, известных на Руси под именем волотов, с городами Ридегост, или Ретра, с знаменитым храмом и золотой статуей бога Сварожича-Радогоста.
   Политическим и культурным центром племени руян, живших на одноименном острове, был город Аркона, славившийся своими богатствами и языческим храмом, посвященным главнейшему из славянских богов Свантовиту. У поморян были известны города: Стетин (Штеттин), Пырица (Пюритц), Камень (Камин), Старград (Штарград), Колобрег (Кольберг), Славия (Шальве), Гданьск (Данциг) и др. У чехов были известны племена: лучане, чехи, зличане, хорваты, седличане, литомерицы, дечане, лемузы, пшоване, дудлебы. Наиболее экономически и политически мощным из них были чехи, сидевшие в центре страны; им принадлежала инициатива объединения чешских и родственных с ними моравских и силезских племен в единый чешский народ с городом Прагой (в источниках до X в. чаще – Брага). С конца VIII в. в латинских источниках выступает коллективное имя Boemi, Bohemi и т.п. в значении объединенного чешского народа, в состав которого входил ряд отдельных племен. На территории Моравии, образующей в настоящее время вместе с Чехией единое национально-политическое целое, в древности были известны два больших племенных объединения: ганаки и словаки. Ганаки, известные сейчас под именем ляхов, в этнографическом и историческом, отношении принадлежат к чешскому народу и, хотя язык их обилен полонизмами, представляют основное ядро моравского народа. Имя народа мораване как общее имя, означавшее все население, сидевшее по обоим берегам реки Моравы, становится известным в истории с начала IX века, когда мораване объединенными силами ведут борьбу против немецких захватчиков. Граница распространения словаков в древности шла гораздо далее на юг, чем в настоящее время, и смыкалась здесь с границей южных славян – словенцев и болгар. Северной границей словаков были Карпатские и Судетские горы. Кроме того, предки словаков в IX в. занимали частично и территорию Паннонии, которая была известна также под названием Моравы. Племенное имя «словак» (ж. р. – словенка, прилаг. – словенский. – Авт.) представляет собой пережиточно сохранившееся до наших дней наименование славянского народа – словене; оно же удержалось и в названиях южнославянского народа словенцев, поморских словинцев, и в названии восточно-славянского (русского) племени ильменских славян – словене. Из польских племен в наиболее ранних источниках, восходящих к IX в., выступают висляне – в верховьях реки Вислы, известные позже под именем малополян, с городами Краков, Вислица и Сандомир. Наиболее значительными из польских племен в древности были поляне, представлявшие собой мощный союз племен, в который входили также племена: ленчицяне, серадзяне и мазовшане. Политическими и культурными центрами польских полян были города Гнезно, Крушвица и Познань. Племя мазовшане (мазовяне), позже – мазуры, представляло собой, наряду с полянами, значительное польское племенное объединение и занимало область Среднего Повислянья. Третьим большим польским племенем были слезане (слензане) в юго-западной части польской территории в верховьях реки Одры. Из других польских племен в IX–X вв. были известны бобране, дедошане, ополяне и хорваты.
   
   
   
   Восточные славяне, по Киевской летописи, имели в своем составе следующие главнейшие племена: поляне – в районе среднего течения Днепра, на правом его побережье, с городом Киевом; древляне, или деревляне, – к северо-западу и северу от полян, вплоть до реки Припяти, на территории нынешней Волынской обл., с городами Искоростень и Вручий (Овруч); северяне, или север, на левобережье Днепра, в нынешних Черниговской и Полтавской обл., с городами Переяславль, Новгород-Северский, Курск и Чернигов, дреговичи – севернее древлян за Припятью и вплоть до Западной Двины, с городами Случк, Клецк и Друцк; радимичи – к востоку от дреговичей в пределах нынешней Могилевской области Севернее радимичей жили кривичи, с городами Изборск и Смоленск. К западу от кривичей, по среднему течению реки Западной Двины, жили полочане с городом Полоцк. Севернее полочан и кривичей, в бассейне озера Ильмень и реки Волхова, жили словене, имея своим центром г. Новгород. Верхнее и среднее течение р. Оки с ее бассейном занимали вятичи, расположившиеся ранее в бассейне реки Дона. В бассейне верхнего течения Западного Буга и правых притоков р. Припяти жили бужане, они же велыняне, или волыняне, а раньше здесь жили дулебы, переселившиеся в конце VIII – начале IX в. за реку Припять, в область дреговичей. Между Бугом и Днестром, вплоть до левобережья нижнего Дуная и побережья Черного моря, жили угличи, или уличи, с г. Пересечень (ныне с. Пересечина в Оргеевском р-не Бессарабии) и тиверцы. В бассейне рек Днестра и Прута, на территории позднейшего Галицкого княжества, жили причисляемые летописцем тоже к русским славянам хорваты. Названные главнейшие восточнославянские племена в целом составляли в древности единый русский народ.
   Имя народа хорваты обыкновенно связывается с именем народов карпы, карпиды, или карпианы из античных источников, которые помещали эти народы на территории позднейших галицких хорватов Киевского летописца, и возводится к наименованию гор Карпаты. По Шафарику хорваты – это «жители гор», «хърбов», т. е. горбов, хребтов. Восточная часть Карпат и сейчас на Западной Украине у местного населения называется Горбами. В IX–X вв. хорваты занимали территорию на Адриатическом побережье, от реки Цетинье на юге до города Сеня и верховьев реки Уны (правого притока реки Савы) на севере, на востоке ее границей была горная цепь между реками Уной и Врбасом. Вся эта территория, т.е. Адриатическое (Далматинское) побережье Балканского п-ова в указанных выше границах, за исключением нескольких островов (Раб, Крк, Озеро) и городов (Задар, Сплет и Трогир), составляла в IX в. Хорватское государство (regnum Chroatorum).
   Крайний северо-западный участок южного славянства занимают словенцы или словинцы. Из словенских племен в древности были известны дулебы, стодоране, суслы и поляне. В начале VIII в. впервые выступают на страницах истории сербы. Исторической родиной сербского народа на Балканском п-ове, засвидетельствованной для X в. (Константин Багрянородный), была Рашская область, расположенная в бассейне рек Ибар, Лим и Тара. К сербам примыкали вошедшие впоследствии в состав сербского народа родственные им племена: неречане, захлумляне, или захлумцы, тервуняне, или травуняне, конавляне, дукляне. Территория последних под названием Диоклия совпадала с нынешней Цетской обл. (Черногория) и северной частью Албании.
   На востоке от Рашской области, вплоть до реки Дуная на севере, Черного моря на востоке и приэгейских районов на юге, шли поселения ряда славянских племен, объединявшихся общностью характерных языковых особенностей, отличных от сербского языка, и сложившихся начиная с VII в. в восточно-балканский славянский народ под именем болгары. Это этнографическое имя группа восточно-балканских славянских племен получила от названия своего первого государственного объединения (VII в.), княжества Болгарии. Славянские племена, частично вошедшие в состав современного болгарского народа или, в своем историческом прошлом, начиная с X в. и до завоевания Болгарии османскими турками во 2-й пол. XIV в., политически объединявшиеся с ним в общей государственности, составляли три группы племен: 1) северную, или мизийскую. В нее входили: подунавцы византийских источников, или дунайцы киевского летописца (семь племен, не известных по имени в отдельности), сидевшие в придунайской нижней Мизии; северяне, или севери, мораване по реке Мораве и тимочане по реке Тимоку; 2) среднюю, или македонскую группу, в состав которой входили драговичи, или другувичи, сагудаты, ринхины, струменцы, смоляне (соврем. болг. смиляне), бързаки, или бърсаки (соврем. болг. бърсяцы); 3) южную, или эпиро-фессалийскую, или пелопоннесскую группу, в которую входили ваюнчи, вологезичи, миленцы и езерцы.
   В итоге расселения славян по огромным пространствам, имевшим различное местное население, этническая и языковая общность славян начала постепенно разрушаться, что привело к образованию существующих доныне трех славянских группировок: западной, восточной и южной. С распадом родового строя и возникновением древнейших славянских государств – Само, Великоморавской державы, Карантании, Киевской Руси – в конце 1-го тысячелетия н. э. начали формироваться средневековые славянские народности: поляки и чехи, а несколько позже – словаки (западные славяне); словенцы, сербы, хорваты и болгары (южные славяне). У восточных славян шел процесс формирования древнерусской народности. В IX–X вв. среди славян начинает распространяться христианство, постепенно занявшее положение господствующей религии. Глубокое влияние на развитие национальных культур эпохи формирования раннефеодальных государств Восточной Европы (VIII–IX вв.) оказало художественное наследие славян.
   Есть основания полагать, что одним из ранних славянских государств было государство волынян-дулебов в Прикарпатьи в конце VI в. (сообщение Масуди и «Повести временных лет»). Огромным этапом в истории русского государства нужно считать три отдельных государства: Славия – Новгородское государство, Куявия – Киевское первоначальное, Артания – Прикубанье, будущая Тмутаракань (сообщение Аль-Джайхани, Аль-Истахри, Ибн-Хаукаль, Аль-Балхи). Объединение Киевского и Новгородского государства во 2-й половине IX в. дает начало Киевской державе, сыгравшей решающую роль в истории Восточной Европы. В 1-й половине VII в. известно также славянское государство Само (622–658) на территории Чехо-Моравии, со столицей в Вышеграде на реке Мораве, возникшее из союза чехо-моравских и паннонских племен, восставших под предводительством Само, одного из влиятельных вождей чехо-моравских племен, против аварского (обры русских летописей) угнетения и насилий. Успешно вел борьбу Само с германскими племенами франков – армия короля Дагоберта I (622–638) была разбита им. Но в 658 году государство Само распалось, и часть чехо-моравских племен подпала под немецкое иго. В 679 году в среде восточно-балканских мизийских славян возникло государство Болгария, получившее свое название от имени древнего прикавказского болгарского народа, потомок которого князь Аспарух стал во главе первого славянского болгарского государства на Балканском п-ове. В качестве независимого княжества, а со времени Симеона (893–927) – царства, Болгария просуществовала до 1018 года когда, завоеванная Византией, она была обращена в византийское наместничество.
   В начале IX в. союз чехо-моравских племен, сбросив с себя немецкое иго, вырастает под руководством князя Моймира (818–846) в Великоморавское княжество с самостоятельным церковным управлением, во главе которого стояли великие славянские просветители святой Мефодий вместе со своим братом Константином (Кириллом), создавшие славянскую письменность, что явилось фактором огромной важности в истории культуры славян. Широкая культурно-просветительная деятельность святого Мефодия в Моравии и за ее пределами была временно задушена немецкими поработителями, продолжавшими в IX в. свои грабительские вторжения на территорию Моравии, в результате чего после смерти Мефодия (885) славянский язык как язык культа и просвещения и славянская письменность были запрещены, а ученики Мефодия подвергнуты гонению. Великоморавское княжество просуществовало до 906 года, когда оно подверглось хищническому нападению венгров (угров). На уцелевшей от нашествия венгров западной части Великоморавского княжества – Чехии, или Богемии, вскоре образовалось во главе с князем Боривоем (874–879) Богемское княжество (874–1041), продолжавшее вести за свою независимость упорную борьбу с венграми и немцами. В XI в. оно было превращено немецкими захватчиками в Богемское герцогство. Таким образом, словацкий народ оказался отрезанным от чехо-моравских племен и вплоть до 1918 находился под иноземным игом. К н. IX в. относятся и первые зародышевые государственные объединения у сербов: государство жупана Властимира между 836 и 843 г. и одновременное государство жупана Белы; в X в. – государство Чеслава (932–960); в к. X в. – сербская Зетская держава, впоследствии Черногория, во главе с князем Воиславом (ум. в 1051) и его преемником Михаилом, получившим от папы Григория VII в 1076 или 1077 г. королевской титул и независимость сербского Зетского королевства со столицей в городе Скадаре (Скутари, Шкодра). В XII в. вместо Зетского королевства возникает новое сербское государство во главе с династией Неманичей (Стефан Неманя). Первые зародышевые государственные образования у хорватских племен возникают в VII–IX вв., но первое независимое Хорватское королевство сложилось в X в., при князе Томиславе (910–928), получившем от Рима королевскую корону.
   Западные полабско-прибалтийские славянские племена и южные словенские племена оказывали наступавшим на них немецким агрессорам упорное сопротивление и наносили им тяжелые поражения. С VIII в. они стали жертвой хищнических нападений немецких захватчиков, не успев создать у себя государственные объединения. В 782 г. король германского племени франков Карл (742–814) начал наступление на западно-славянские племена сербов, в 789-м – на лютичей. Это наступление на славянский восток, известное у немцев как Drang nach Osten, продолжали в течение последующих веков его преемники Генрих I в IX в., Оттон I в X в. и др. Ко 2-й половине XII в. все ободричи, лютичи и поморяне подпали под немецкое иго, которое было связно для них не только с утратой политической независимости и своей культуры, но и с утратой народности. С этого времени начинается быстрое истребление всех полабско-прибалтийских славян частью путем их физического уничтожения немецкими захватчиками, частью путем жесточайшей политики денационализации, в результате чего в XV в. славяне представляли собой здесь, среди немецкого элемента, малочисленные остатки. Несколько дольше, до н. XVI в., держались славянские поселения в области нижней Лабы, в юго-западной части Мекленбурга (славянский г. Вилиград, в средневековых латинских источниках обычно именуется Миклинбург). В 1751 в г. Люнебурге, в окрестностях старого славянского города Люхова на левобережье р. Лабы, на бывшей территории славянских племен древлян и глинян, было совершено в последний раз богослужение на славянском языке. В настоящее время полабского языка уже нигде не существует. Что касается поморских славян, то они в массе своей были истреблены к XIV в. Остатком полабских славян сейчас является маленький славянский народ в бассейне р. Спревы (Шпре), притока р. Одры (Одер), известный под именем лужицких сербов, или сербов-лужичан. Остатком поморских славян являются кашубы на территории у дельты р. Вислы и поморские рыбаки-словинцы на Балтийском побережье у Лебского озера.
   
   
   
   Славяне в древности известны преимущественно как земледельцы. Особенно высоко земледелие было развито у восточных славян, которым были известны разнообразные земледельческие культуры: пшеница, просо, овес, рожь, ячмень, горох, мак, лен. Кроме земледелия, у славян было развито также скотоводство. В промышленной жизни древних славян большое место занимали пчеловодство и охота. Рыболовство особенно широко было развито у хорватов на Адриатическом побережье и у поморских славян. Западные славяне, чехи и поляки, занимались также горной промышленностью.
   Центрами ремесленного производства и торговли у древних славян были города. Славяне поддерживали широкие торговые связи со странами Востока и Запада. Восточно-славянские (русские) купцы предпринимали свои поездки к болгарам и хазарам на Волгу, по Джурджанскому (Каспийскому) морю – до Тегерана и Багдада и по великому водному пути из «Варяг в Греки», т.е. по Днепру и Черному (русскому) морю, – в Константинополь, доставляя сюда главным образом дорогие меха, мед, воск, сырые кожи, янтарь, рогожи и т. п., а также и невольников. Товарообмен киевских славян с Византией был юридически оформлен специальными торговыми договорами в 907, 911 и 945 годах, представляющими исключительный интерес и в смысле своего содержания и в смысле формы и рисующими высокоразвитую экономическую и культурную жизнь Киевской Руси в X в., а равно и высокоразвитое государственно-правовое сознание ее руководящих политических верхов. Широкие торговые связи с Европой и Азией поддерживали также и западные славяне, о чем говорят, между прочим, арабские монеты халифов VIII–XI вв., находимые на славянском побережье Балтийского моря. Но особенно тесные торговые связи западные славяне в древности поддерживали с Германией. Основным предметом вывозной торговли у западных славян, как и у восточных, были меха, мед и воск.
   Сравнительно позднее этническое разделение славянских народов, общность их исторических судеб, проявившаяся, например, в борьбе против немецких и турецких феодалов, а также во многом сходные трудности национального развития, вызванные утратой многими из них государственности (большая часть западных и южных славян была включена в Австрийскую, позже в Австро-Венгерскую империю и Османскую империю), – все это способствовало сохранению сознания славянской общности, которое заметно усилилось в XIX в., когда развернулся процесс формирования наций.
   Национальный гнет и тяжелое экономическое положение славянских народов в к. XIX – н. XX в. вызвали сильную эмиграцию их в другие страны Европы (например, во Францию) и за океан (преимущественно в США и Канаду).
   Результатом национальных движений среди южных и западных славян, развернувшихся с середины XIX в., было воссоединение их этнических территорий и создание государственности. Этот процесс был ускорен поражением Турции в войне с Россией (1877–1878, см. Русско-турецкая война 1877–1878) и в 1-й Балканской войне (1912), а также поражением Австро-Венгрии в Первой мировой войне 1914–1918. Послевоенные международные акты фиксировали новые границы Болгарии, сложение многонациональных славянских государств Югославии и Чехословакии, восстановление национальной государственности Польши. Октябрьский переворот 1917 г. в России привел к созданию псевдогосударственности малороссов и белорусов.
   К сер. XIX в. складывается целый ряд вариантов объединения славянских народов и государство. Несколько таких вариантов предлагали на Славянском съезде 1867 в Москве – Петербурге.
   В кулуарах съезда обсуждались вопросы о создании западно- и южнославянского государств (империи) при поддержке и под протекторатом России. Однако дальше «неких секретных совещаний» эти вопросы не пошли. Не получил развития обсуждаемый перед съездом в некоторых славянских странах вопрос о политическом объединении славянских народов в виде всеславянской державы. В среде славянофилов обсуждались вопросы и славянской федерации и вопрос независимых славянских государств в содружестве с Россией. Идею создания Содружества Независимых Славянских Государств в той или иной степени затрагивали некоторые участники съезда.
   Сложилось несколько проектов объединения славян, предлагавшихся славянофилами. Все они сводились к двум вариантам:
   1. Объединение славян путем поглощения их Российской Империей.
   2. Объединение славян путем создания федерации в союз, учитывающий интересы всех народов.
   В наибольшей степени среди славянофилов был распространен второй вариант. Приведем его по предложениям, высказанным великим русским мыслителем и ученым, славянофилом В. И. Ламанским.
   Он поставил вопрос о необходимости создания Всеславянского союза или Все­славянской федерации – добровольного объединения всех славянских государств и народов. Объединение славян должно осуществляться вокруг России – государства, обладавшего мощной государственностью. Однако цель федерации – не поглощение славян Россией, а союз, учитывающий интересы всех народов.
   Предполагалось сохранение национальных суверенитетов, входящих в союз славянских народов. По мнению некоторых славянофилов, столицей федерации должен стать не Петербург, не Москва, не Прага, не Белград, не София, а бывшая столица Византийской империи – Константинополь, «пророчески именуемый славянами Царьградом».
   По мнению Ламанского, Всеславянский союз по Н. Я. Данилевскому должен состоять из следующих государств:
   – Русской Империи с присоединением к ней всей Галиции и угорской Руси;
   – Королевства Чехо-Мораво-Словакского, состоящего, кроме собственно Чехии, из Моравии и Северо-Западной Венгрии, населенной исключительно или преимущественно словаками;
   – Королевства Сербо-Хорвато-Словенского, состоящего из княжества Сербского, Черногории, Боснии, Герцеговины, Старой Сербии, Северной Албании, Сербского воеводства и Баната, Хорватии, Славонии, Далмации, Военной Границы, герцогства Крайны, Герца, Градиски, Истрии, Триестского округа, двух третей Каринтии и одной пятой Штрии по Драву;
   – Королевства Болгарского с Болга­рией, большей частью Румынии и Македонии;
   – Королевства Румынского с Валахией, Молдавией, частью Буковины, половиной Трансильвании приблизительно по реке Марош и с населенной преимущественно молдаванами западной окраиной Бессарабии, взамен которой Россия должна бы получить отошедшую от нее часть Южной Бессарабии с Дунайской дельтой и п-ов Добруджа;
   – Королевства Эллинского с включением в него Фессалии, Эпира, юго-западной части Македонии, всех островов архипелага, Родоса, Крита, Кипра и малоазийского побережья Эгейского моря;.
   – Королевства Мадьярского, т. е. Венгрии и Трансильвании, с отделением тех частей их, которые не населены мадьярским племенем и должны отойти к России, Чехии, Сербии и Румынии;
   – Царьградского округа с прилегающими частями Румынии и Малой Азии, окружающими Босфор, Мраморное море и Дарданеллы, с п-овом Галлиполи и островом Тенедосом.
   По мнению славянофилов, такой союз по большей части родственных по духу и крови народов, получивших в Царьграде естественный центр своего нравственного и материального единства, дал бы единственное полное, разумное, а потому и единственно возможное решение Восточного вопроса.
   Вместе с тем у славянофилов вплоть до начала XX в. существовали идеи объединения всех славян и путем поглощения зарубежных славян Российской Империей в государство, наиболее близкое славянам по языку, культуре и вере.
   Приведем отрывок из книги известного русского мыслителя-славянофила С.Ф. Шарапова «Через полвека», вышедшей в 1902 году. В этом утопическом романе он рассказывает о России, какой она будет в 1952 году, после побед славянофилов. Все славяне войдут в состав Российской Империи и будут жить и процветать в дружной семье единого славянского народа.
   «На стене, которая так привлекла мое внимание, была изображена огромная карта Российской Империи, аршин 8 в вышину и аршин 12 в ширину. Вот она, матушка Русь, какой стала за полвека! В первую минуту я даже немного растерялся. Во-первых, не было привычных делений на губернии, которые так запомнились еще со школьных времен. Во-вторых, западная граница шла совсем не там, где в мое время.
   Теперь эта западная граница начиналась у Данцига, крупными буквами обозначенного “Гданск”, охватывала всю восточную Пруссию и Познань и упиралась в крошечную, тоже нашу русскую область с крупно отпечатанным городом “Будышин”. Я узнал маленькую, поэтическую Лужицу. Далее государственная черта переходила в прежнюю Австрию, охватывала всю Чехию с Моравией и, мимо Зальцбурга и Баварии, спускалась к Адриатическому морю, окружая и включая Триест.
   В этой новой части Российской Империи определялись яркими красными границами следующие области: Царство Польское со столицей Варшавой, напечатанной крупно, и двумя главными городами Краковом и Познанью, отмеченными помельче, Червонная Русь со Львовом, Лужица с Будышином, Чехия с Веной в качестве столицы, Прагой и Оломуцем, напечатанными помельче. Маленькая, обрезанная со всех сторон Венгрия с Будапештом, Сербо-Хорватия со столицами Белградом, Дубровником и Загребом, Румыния с Бухарестом, Болгария с Софией и Адрианополем и, наконец, Греция, охватывающая прежнее королевство, острова и часть побережья, с Афинами в качестве главного города.
   Очень крупно был обозначен Царьград, четвертая столица Империи, по-видимому, не принадлежавший ни к какой области.
   Но крупнее всех сверкал Киев. Здесь была первая столица России, перенесенная с Севера. Мне припомнились вещие стихи Тютчева:
   
   ...в славянской мировой громаде
   Строй вожделенный водворится,
   Как с Русью Польша примирится.
   А примирятся эти две
   Не в Петербурге, не в Москве,
   А в Киеве и Цареграде.
   
   Итак, значит, сон поэта исполнился! Россия объединила славянские племена, “славянские ручьи” “слились в русском море”, а это море разлилось на половину Европы и Азии, от Северного до Индийского океана и от Великого Тихого океана до Архипелага и Адрии.
   С западной границы от этой новой славянской России взгляд мой перешел на наш старый центр и на Восток. Как изменилось административное деление России!
   Губерний, как я уже заметил, не было. Широкой красной полосой были очерчены новые, более крупные области: на севере, правее Финляндии, оставшейся в старых очертаниях, крупно выделялся Петербург. Он был главным городом Северной области – огромного пространства, охватывавшего бывшие в мое время губернии Петербургскую, Новгородскую, Псковскую, Олонецкую, отчасти Вологодскую и Архангельскую. Восточная половина этих двух губерний соединялась с прежними губерниями: Вятской, Пермской и Казанской, и во главе области крупным шрифтом стояла Казань. Далее шла группа губерний – Смоленской, Тверской, Ярославской, Костромской, Калужской, Московской и Нижегородской с Москвой в качестве областного центра. Киев служил центром значительной области из прежних губерний – Киевской, Волынской, Подольской, Полтавской и Черниговской с Холмщиной, выделенной из состава Польши.
   Средние черноземные губернии: Орловская, Тульская, Курская, Харьковская, Воронежская, Тамбовская, Пензенская и Симбирская с частью губернии Рязанской и области Войска Донского – группировались вокруг Воронежа, ставшего центром. Далее шло Заволжье с Оренбургом, Новороссия с Одессой, Северный Кавказ с Ростовом-на-Дону, Закавказье с Тифлисом. Сибирь, обозначенная на отдельной карте сбоку, разделялась на четыре области с городами Омском, Томском, Иркутском и Владивостоком. К ним примыкала “оккупированная”, должно быть, область “Маньчжурия”. Таким же цветом были закрашены области, вошедшие в состав Империи на особых правах, как Бухара, Афганистан, Персия. Сквозь всю последнюю, начиная от Астары, шла железная дорога, упираясь в порт Чахбар на Индийском океане».
   Так видели будущее России и Славянского мира славянофилы начале XX в.
   Однако развитие сил мирового зла, славянофобии и русофобии опрокинуло христианский мировой порядок, помешало славянам решить свои вопросы и договориться между собой.
   Славяне в войне. Славяне были большими мастерами в военном деле и, наделенные отвагой, мужеством, стойкостью и выносливостью, представляли собой прекрасную военную силу, пользуясь в этом отношении широкой известностью у своих соседей как на востоке, так и на западе. Постоянного войска у древних славян не было. В случае военной надобности в поход выступали все мужчины, способные носить оружие, а детей и жен с пожитками они укрывали в городах-крепостях и в лесах.
   С установлением феодальных отно­шений (X в.) славяне ввели в военную прак­тику конницу. Как восточные, так и запад­­ные источники единодушно говорят об отваге, воинственности и могуществе славян: «…никто не сравнялся бы с ними в силе, если бы не разрозненность их многочисленных, обособленных племен» (Ибн-Якуб. – О.П.): «...славяне – народ столь могущественный и страшный, что, если бы они не были разделены на множество поколений и родов, никто в мире не мог бы им противостоять» (Аль-Бекри, XI в. – О.П.). С этой характеристикой славян арабских писателей совпадают и отзывы византийских авторов.
   Приветливые и гостеприимные, независимо от национальности гостя, в домашней обстановке славяне на войне были непримиримы и беспощадны к своим врагам и в ожесточенных боях проявляли подлинный героизм, считая военные подвиги в защиту родины и свободы делом чести и доблести. И это они блестяще доказали на протяжении всей своей истории начиная с VI в. в борьбе с аварами, гуннами, уграми (венграми), греками, шведскими и немецкими рыцарями, с татаро-монголами, с армией Наполеона и со злейшим врагом – немецкими захватчиками во Второй мировой войне. Героизм Русской армии, мужественная отвага народно-освободительной армии Югославии и священная борьба русских, малороссийских и белорусских партизан против исконных врагов и угнетателей славянства – немцев во имя защиты своей родины, свободы, государственной независимости и национальной культуры вызвали восхищение и сочувствие всего мира. В СССР, на какое-то время ставшем центром славянского единства и взаимности, при помощи советского правительства патриоты-славяне сформировали свои вой­сковые соединения, польские, чехословацкие, югославские, которые вместе с Советской армией выступили против общего врага – гитлеровской Германии. Славянское антифашистское движение в Америке, Англии, Югославии и других странах развернулось под лозунгом объединения славян и всемерной помощи СССР в его борьбе с гитлеризмом. Одним из ярких выражений крепнущей солидарности славянских народов явилась деятельность Всеславянского комитета в СССР и Национального комитета Американского Всеславянского конгресса, который поставил своей задачей сплотить 15 млн американцев славянского происхождения для борьбы за решающую победу над фашизмом и за достижение прочного мира. Аналогичные задачи поставили перед собой и объединения славян в Англии.
   Солидарность славянских народов активно проявилась и окрепла в годы Второй мировой войны 1939–1945 гг., в ходе борьбы против фашизма. В 1939 г. и в первые послевоенные годы произошло воссоединение всех украинских и белорусских земель, а также восстановление исконной этнической территории поляков и чехов. В результате политических и социально-экономических преобразований в Восточной и Юго-Восточной Европе сложились славянские государства и сформировались славянские нации: польская, чешская, словакская, сербская, хорватская, болгарская и др.
   Славяне после Второй мировой вой­ны. В 1945 г. славянскими народами был взят курс на создание Содружества независимых славянских государств, поддержанный правительствами всех славянских стран. Славянский собор в Софии в марте 1945 г. и особенно Белградский славянский конгресс 1946 г. показали, что победители фашизма готовы объединиться в Славянский союз.
   Вековая мечта славянского объединения обретала реальные очертания. Были созданы Организация Варшавского договора, Совет экономической взаимопомощи, которые способствовали политической, экономической и культурной интеграции славянских народов. Однако объединение в Славянский союз не состоялось. Причиной этого стали не только внутренние противоречия между славянскими государствами, но и разрушительная акция со стороны западных стран.
   Запад по-прежнему рассматривает славянский мир как объект эксплуатации и экономической экспансии. Подавляющая часть экономических и природных ресурсов славянских государств, включенных в Евросоюз и НАТО, находятся под полным контролем западных экономических структур и корпораций. Под влиянием этого контроля национальные экономики славянских стран деградируют, а наиболее развитые предприятия переходят в руки германо-романских собственников. Сегодня Евросоюз является главной формой эксплуатации славянских народов. Около 110 млн славян (включая Украину) находятся под гнетом и зависимостью Евросоюза (германо-романского диктата). В настоящее время в режиме фактической оккупации находятся такие славянские страны, как Польша, Чехия, Словакия, Хорватия, Болгария, Черногория, Словения. Правящие режимы этих стран находятся в полной зависимости от США и их западноевропейских сателлитов.
   На состоявшемся в 2018 г. Всеславянском съезде подавляющая часть делегатов выступили против расчленения и ограбления Западом самобытной славянской цивилизации – одной из основ многополярного мира, за сохранение вековых традиций и моральных ценностей.
   Делегаты Всеславянского съезда призвали общественность Беларуси, России, Украины продемонстрировать свою волю к единству и выступить единым фронтом за создание Союзного государства Русь. При всех возможных конфигурациях формирующегося Евразийского союза его русское ядро обеспечит прочность многоступенчатой евразийской интеграции в политической, экономической и социальной сферах.
   Укреплять и развивать этот союз – главная задача славянского движения. Его цель – создание Содружества независимых славянских государств – Всеславянского союза. Вместе с тем следует понимать, что, учитывая исторический путь России, объединившей в одно государство более сотни народов, она будем не только общеславянским объединительным ядром, но и центром притяжения народов, как ранее входивших в Российскую Империю, так и других славянских государств. Созданный в 2011 году Евразийский союз предусматривает создание конфедеративного союза государств с единым политическим, экономическим, военным, социальным и культурным пространством. Однако такой Евразийский Союз будет успешен только в том случае, если в нем будет усилена славянская доминанта. Союз славянских государств, объединенных Россией на началах равноправия, станет одной из основ многополярного мира.
   Только в этих условиях объединенный славянский мир сможет выполнить свою главную всемирную задачу – освободить человечество от того одностороннего и ложного развития, которое получила история под влиянием западной, германо-романской цивилизации.
   
   

Автор-составитель О. ПЛАТОНОВ


   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION