21.02.2020: РУССКАЯ АМЕРИКА. ВЕЛИКАЯ ТИХООКЕАНСКАЯ ЭПОПЕЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
   
   
   
   
   В декабре минувшего года Московское историко-просветительское общество (МИПО) «Русская Америка» отметило свое 30-летие. На протяжении трех десятков лет Общество бережно хранит память о русских мореплавателях, первопроходцах, колонистах и купцах, благодаря которым в XVIII веке возникла и развивалась Русская Америка. Члены МИПО регулярно проводят мероприятия, нацеленные на восстановление исторических связей между старинными городами Русского Севера и русскими исследователями Аляски, а также напоминают современникам об уникальном феномене и периоде, когда ряд обширных территорий Североамериканского континента находился под управлением русских. В наступившем 2020 году также будут поводы вспомнить об Аляске в контексте отечественной истории.
   Еще в 1991 году, когда Советский Союз доживал последние дни и общество бурлило в преддверии радикальных перемен, президент МИПО «Русская Америка» Владимир Колычев на страницах «Вечерней Москвы» настаивал на важности 250-летнего юбилея русского пребывания на Американском континенте даже на фоне текущих событий. Он обращал внимание на храмы и кладбища Великого Устюга, Тотьмы, Каргополя, Кунгура и других городов, хранящие память о русских покорителях Америки, а также вспоминал разрушенную советской властью в 1934 году Сухареву башню, в которой в XVIII веке располагалась Навигацкая школа, готовившая будущих мореплавателей, таких как Алексей Ильич Чириков.
   Как отмечает В.Г. Колычев, командор Чириков всегда оказывался в тени славы Витуса Беринга, помощником которого стал при организации Первой Камчатской экспедиции, инициированной еще в 1725 году Петром Великим. Этот бесстрашный мореход и ученый из мелкопоместных тульских дворян, прошедший петровскую школу от простого моряка до преподавателя Морской академии, сделал очень много для освоения Северо-Западного побережья Америки и Русской Азии. Путевой журнал, бортовые заметки, описания населенных пунктов и водных артерий А.И. Чирикова были высоко оценены Адмиралтейством и Императорской академией наук, когда они изучали отчеты офицеров Беринга. Со Второй Камчатской экспедицией, в частности, связано основание Петропавловска-Камчатского в 1740 году, когда в бухте нового порта стояли корабли «Святой Петр» под командованием Беринга и «Святой Павел» под командованием Чирикова. Тогда, в июне 1741 года, экипаж Чирикова обнаружил неизведанные американские земли, а высадившийся на берег отряд из 15 русских моряков бесследно пропал на чужбине.
   В 2005 году Владимир Колычев отправился на Аляску, надеясь отыскать хоть какие-то следы членов его команды. Пока результатов нет, но их могли бы дать более глубокие исследования, например анализ ДНК коренного населения. Ведь еще в XVIII веке европейские мореплаватели рассказывали о встреченных в том районе необычных русоволосых индейцах, которые гипотетически могли бы быть потомками русских моряков. Что касается капитана Чирикова, то, возвращаясь в Петропавловск, он описал множество мысов, высот полуострова Кенай и островов Алеутской гряды. Продолжив дело Беринга после его смерти, он не только дал подробное описание Камчатки, Курил, севера Японии и Америки, но и внутренних районов Сибири и Северного Ледовитого океана.
   Добытые экспедициями А.И. Чирикова сведения, созданные им карты и проведенная систематизация всех имеющихся к тому моменту сведений о севере и востоке Российской Империи и заморских странах стимулировали дальнейшие свершения в области географических исследований и хозяйственного освоения дальних земель русскими людьми. В числе таких пассионариев был и вологодский предприниматель И.А. Кусков, который приехал в Иркутск к купцу А.А. Баранову, чтобы участвовать в экспедициях к Аляске. Проведя многие годы в странствиях по неизведанным ранее островам северо-западной оконечности Америки, он станет основателем и первым комендантом крепости Росс в Северной Калифорнии. Именно при нем с 1812 по 1821 год проводились активное освоение и исследование Тихоокеанского побережья Америки, были заложены первые корабельные верфи, начались регулярные метеонаблюдения, строились мирные отношения с индейцами, и даже был посажен первый виноград, давший начало знаменитому калифорнийскому винному производству. Внеся огромный вклад в формирование феномена Русской Америки, покоритель заокеанских горизонтов Иван Кусков тихо упокоился в родной земле – в старинном Спасо-Суморином монастыре города Тотьма в 1823 году. Ныне даже местонахождение его могилы точно неизвестно: после революции монастырь был закрыт и систематично разрушался, а вместе с ним уничтожено и надгробие Ивана Александровича. Существует версия, что само захоронение сохранилось и оказалось в фундаменте городской бани. Однако в 1991 году по следам выдающегося, но забытого русского колониста в Тотьму приехали два американских профессора – В.П. Петров и Н.И. Рокитянский, потомки других колонистов – из Харбина, где в период строительства КВЖД бурлила русская жизнь. Последние живые свидетели имперского движения России на Восток посетили незнакомую родину предков, чтобы принять участие в открытии памятника и музея Ивана Кускова в Вологодской области. Они же привезли в Тотьму из США особый дар – флаг Российско-Американской компании. Только, увы, и поныне в России не так много знают о первооткрывателях Аляски и Алеутских островов.
   Заместитель председателя общества «Русская Америка» Геннадий Шевелев, который недавно открыл в городе Карабанове выставку «Два берега одной реки», посвященную русскому правлению на Аляске, занимается исследованиями первых русских экспедиций, которые уже привели его к важным открытиям. В частности, он обнаружил в архивах подлинный рапорт на имя командора Беринга, составленный А.И. Чириковым 27 августа 1739 года, где сообщается об обнаруженных землях. Эти неожиданные данные позволяют предположить, что все-таки именно капитан Чириков подошел к Америке раньше своего именитого командира, причем еще за два года до официально признанной даты открытия. Вероятно, в ближайшее время следует ожидать новых уточнений о русских первопроходцах. Сам Геннадий Иванович поясняет, что Великая Русская тихоокеанская эпопея, волнующая и вдохновляющая его на исследования и работу уже столько лет, – это уникальное явление, выходящее за рамки деятельности Российско-Американской компании и эпохи Великих географических открытий.
   Широко отмечаемый в нашей стране юбилей Великой Победы 1945 года в 2020 году также напоминает о связях двух континентов, в данном случае – о самой протяженной на тот момент авиатрассе в мире «Аляска – Сибирь». Легендарная воздушная трасса возникла в рамках американского лендлиза в 1941 году. Хорошо известно, что американские самолеты поставлялись в советские порты Мурманска и Архангельска морскими конвоями, однако немного подзабыта история о том, как, собственно, советские летчики принимали штурвалы из рук американских коллег на Аляске и в тяжелейших условиях переправляли самолеты через Берингов пролив. Далее им предстояло доставлять истребители и бомбардировщики от Чукотки до Якутска и вглубь страны, чтобы, в конце концов, пройдя через весь СССР, военная техника оказалась на фронте, где активно наступали немцы. Более 6000 километров пути преодолевала перегоночная авиадивизия под командованием полярного летчика полковника И.П. Мазурука. В суровые 40-е «АлСиб» особыми узами боевого товарищества заново связал Чукотку и Аляску, американских и советских летчиков, проникшихся взаимоуважением и чувством товарищества. Хранители истории из «Русской Америки» уверены, что даже в нынешние сложные времена такие яркие эпизоды и даты должны правильно ориентировать общество.
   

Филипп ЛЕБЕДЬ


   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION