03.04.2009: ЛЮБОВЬ - БОЛЬШАЯ ЦИФРА!
       К столетию со дня рождения и седьмой годовщине со дня блаженной кончины праведного Старца Николая (Гурьянова), тайного епископа-исповедника в схиме Нектария (24.05.1909 + 24.08.2002)
   
   
   

И знания умолкнут...


   Царский Друг Григорий говорил: «Любовь - большая цифра! Пророчества прекратятся, и знания умолкнут, Любовь никогда». - Это об истинной Любви и верности сердца Господу. - Такую Любовь имел Старец Николай...
   Батюшка учил относиться ко всякому человеку с молитвой и помнить: у каждой души своя тайна с Богом, которая не открыта всем. Благодатная душа подобна духовному цветку. Он не сразу раскрывается. Не вдруг... Есть цветы, которые простирают свои лепестки лишь Творцу и лишь Ему Одному источают свой тонкий аромат благоуханий, вовсе скрывая себя от человеческих глаз... Это можно сказать о духовном облике Царицы мученицы. Это относится и к душе Батюшки Николая. Он вспоминал: один архиерей, увидев его, двадцатилетнего иеромонаха, в заключении в «Крестах», воскликнул: «Сорвали цветок - и топчут его в грязь!»
   Сколь возвышена, столь и таинственна душа Батюшки. Таинственность и сокровенность отличают пребывание на земле возвышенных духом сердец. Люди, близкие Богу, молчаливы и редко открывают себя, ибо они все хранят в себе божественную тайну, которую мир не только не может, но и не желает вместить.
   Мир скользит чувствами по поверхности вещей, словно по льду, над застывшим озером сердца. Мы жаждем чуда, ищем его, но, встретив - сомневаемся... Сомнение делает человека слепым: находясь рядом со Светом, он остается во тьме своего невежества и неведения. Так это происходит со светлым именем Батюшки Николая.
   Иные лишь узнают о чудесном в его жизни, что так естественно и закономерно для святых людей, качают головами и пугаются: «Как это может быть? Такие чудеса? - Когда умер - сам взял Крест в руки? А запись на видео есть?.. Оживил мертвого кота Липу?.. Простой протоиерей был епископом? Монахом?! - А справки есть? - Нет! Это невозможно!»
   Но невозможно тогда и Рождение от Девы, воплощение Сына Божия на земле, невозможно все, что неподвластно мирскому духу - а миру ничто не подвластно! Мы ведь не можем «прибавить себе росту хотя на один локоть» (Мф. 6, 27)? Бога не связывают законы природы, Им данные, а жизнь духа человека не равна внешним знаниям о ней других людей...
   
   

Жемчужина


   Батюшка говорил: «Господь творит Свою Волю в каждом человеке, как хочет. Бог не ведает границ». Сокровенное и таинственное сопровождает земной путь Пресвятой Девы, и тем, кто чтит Предание Церковное, понятно, что таинственность - это и покров от духа злобы, дабы не открыть ему святое. Вспомним день Введения во Храм Пречистой, когда даже Ангелы не знали и удивлялись, видя, как Дева входит во святая святых, и как неведом был и Силам Небесным Промысл Божий о Ней.
   Если Сам Христос, - пишет Златоуст, - многое сначала прикрывал, называя Себя Сыном Человеческим и не открывая всюду явно Свое Единосущие со Отцем, чему удивляться, если Он сокрыл и таинство Своего Рождества от Девы Марии...
   Также не дивимся мы таинственному и сокровенному в житии Старца Николая... Для нас - это свидетельство святости его преображенной души, украшенной благодатными дарованиями Духа, почивавшего на нем.
   Сколь чудесного сокрыто в мире от нас, маловерных! Разве мы забыли, что огненный пророк Илия до сих пор «живет во плоти и находится на земле, живет и Енох и ходит среди многих, и нет никого, кто бы знал его, живет также и Иоанн Богослов и существует в мире, как жемчужина в грязи, отпущенный жить во плоти на земле пред Ликом Иисуса Христа заглаживать наши грехи и отвращать праведный гнев Его, направленный на нас, когда умножатся заблуждения наши до того, чтобы истребить нас за грехи наши. Так, многие праведники видели его, но не открыли его из-за маловерия и суетливости порочного человеческого разума. Итак, эти трое будут жить до конца и, сразившись с антихристом, победят его, и, таким образом, будут увенчаны венком мученичества от Христа-Бога» (Жизнь и Деяния св. отца нашего Андрея, юродивого Христа ради. СПб. 2007. С. 119).
   Господь открывает духовные знания каждому в свое время и в нужной мере. Неодинаково даже для учеников Христа. Помним, когда Апостол Петр вопросил об Апостоле Иоанне: «Господи! А он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребывал, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною» (Ин. 21. 22).
   Привожу вновь и вновь слова Старца Кирилла (Павлова), коему открыты книги душ человеческих, о Батюшке Николае (18.12.1999): «Никто не знает, кто он!» Это относилось не только к архиерейскому сану Старца... Удивительна глубина, сокрытая в таком утверждении о. Кирилла, дополнившего: «Оберегайте и помогайте ему всемерно, отец Николай очень нужен Церкви! Жизнь его драгоценна для нас».
   «Никто не знает, кто он!» - относилось и к Небесной Славе праведника по успении.
   Святые не славят себя. «Святые молчат, - говорил Батюшка. - Они стараются сокрыться от мира». Смирение о. Николая было так глубоко, что даже самое малое упоминание о себе он уже считал превозношением над ближним, непозволительным учительством, потому для нас так ценно каждое его слово. И только ради любви он послаблял безмолвие.
   «Воскресший Спаситель! - сокрушается Старец на полях одного письма с выражением глубокой благодарности за исцеление. - Мне даже не по себе за Глас Народа, ведь обо мне говорят только хорошее... А если Там, в Вечности, услышу Глас Божий: «Не вем вас грехов ради ваших»?!»
   Долгое время Батюшка не разрешал ни фотографировать, ни записывать себя, но не смог противостоять горячей любви простых сердец - и смирился: под конец все, кто только мог, фотографировались с ним. А вот глинский Старец Виталий (Сидоренко) так и не разрешал, говоря: «Награда уменьшится»... Святые подобны Ангелам. Они оставляют след в наших сердцах, а это драгоценнее любых материалов в архивах и фотографий.
   Сам Старец искренно думал, что не достоин, чтобы его жизнь изучали: «Ничего во мне хорошего нет! Вот раньше были монахи и Архиереи». О себе говорил только самое важное, поэтому мы знаем немногое из его жизни, но должны быть безмерно благодарны Богу, что удостоились этих евангельских крупиц. Однажды попыталась уточнить «цифры и даты», он кротко спросил: «Тебе для Бога нужно или для людей? - Для Бога. - Богу даты не нужны, а все, что необходимо, я сказал... И еще Господь откроет... Ты только молись и трудись... И я буду просить Господа».
   
   

Евангельские крупицы


   Митрофорный прот. Николай (Алексеевич Гурьянов), тайный епископ-исповедник в схиме Нектарий, благодатный Старец Русской Православной Церкви. Родился 24.05.1909, с. Чудские Заходы Гдовского уезда Петербургской губ. С детства избранник Матери Божией. Прислуживал в алтаре, пел на клиросе. Посошник и духовный сын свщмч. Митр. Вениамина Петроградского, тайно постригшего восьмилетнего отрока Николая в иночество в 1917 и благословившего ему свой Архиерейский Крест, чем предрек служение Церкви в сане Архиерея.
   С 1924 - некоторое время послушник в Почаевской Лавре, сомолитвенник преп. Амфилохия Почаевского (1897+1971), прославление коего предсказывал. Оба юродствовали и молитвою изгоняли злых духов.
   Мужественно защищал святыни и свободу Церкви, никогда не шел на соглашательства и не принял Декларацию Митрополита Сергия. Исповедовал святость Царя мученика Николая и Его Семьи и Богоустановленность Царской Власти. В двадцатые получил средне-педагогическое образование, служил псаломщиком.
   1929 - арестован как «крайне опасный церковно-монархический элемент», отправлен в ссылку, которую отбывал на Украине, где в 1931 вторично арестован за церковно-монархическую деятельность и переведен в «Кресты». Затем - ИТЛ, Сыктывкар, высылка в Северный край с поражением прав. Служба коммуникации ОВЦС Московской Патриархии к трехлетию успения Старца 24.08.2005 сообщала достоверные сведения из его личного дела: «В 1929 он тайно принял рукоположение во священники, а спустя два года был арестован. Несколько лет провел в ленинградской тюрьме «Кресты» и в лагере под Киевом, а затем был отправлен в ссылку в Сыктывкар».
   Будучи верным сыном Церкви, шел по стопам древних мучеников, исповедуя: «Источник власти Бог на Небе, Помазанник Божий - на земле».
   Выйдя из заключения, учительствует в Тосненском районе, откуда вместе с жителями вывезен немцами во время войны в Прибалтику, где Экзархом Сергием (Воскресенским) назначен духовником и священником в Св.-Троицкий женский Рижский монастырь и уставщиком и духовником в Св.-Духов Виленский мужской монастырь. По Церкви Христовой наносился сильнейший удар, рассчитанный на ее полное разрушение: безбожная власть усилилась оккультизмом немецкого рейха. Подобные Батюшке епископы, освободившиеся из лагерей, были особо опасны. Он страдал за верность Христу и имел огромное влияние на возвращающийся в лоно Церкви русский народ. Его исповеднический подвиг был самой сильной проповедию Распятого Спасителя мира.
   Немецкие и большевицкие каратели продолжают уничтожать духовенство. После многих покушений и угроз в свой адрес Экзарх, осознавая, что дни сочтены, дабы сохранить апостольскую преемственность и тайных архиереев, переводит Батюшку в 1943 настоятелем в далекую Пустынь в глубоком лесу - Никольский Храм с. Гегобросты Виленской Епархии.
   Точная дата хиротонии пока неизвестна. «В моем роду был еще Архиерей, - сказал Старец, - он меня и вымолил на этот труд». На открытое епископское служение не выходит по благословению старцев. Позднее принимает схиму с именем Нектарий. 1943 - пастырско-богословские курсы в Вильно.
   1949-51 - заочное обучение в СПб. Духовной семинарии и 1 курс Академии. В 1958 - по личной просьбе, за послушание матери, переводится в Псковскую Епархию, Никольский Храм Острова Талабск на Псковском озере, где и прослужил Господу 44 года до праведного успения 24.08.2002.
   Сомолитвенник валаамских старцев, вернувшихся из Финляндии в Псково-Печерский монастырь. Святая схима о. Николая хранилась у преп. Старца Симеона (Желнина).
   На Острове, по откровению от Царицы Небесной, выходит на старческое служение и открыт миру как старец-утешитель, молитвенник и прозорливец, к которому тысячи людей притекали за советом и наставлением. Еще при жизни почитался чудотворцем, молитву которого слышит Господь.
   По успении прославлен Богом благоуханием и нетлением мощей и многими исцелениями. Во время облачения честного тела сам взял Крест и Евангелие. Народ свято чтит его благодатные труды и жизнь, слагает акафисты и песнопения, пишет иконы, обращаясь к Старцу как праведнику и угоднику Божию. Засвидетельствовано множество чудес по молитвам ко святому.
   
   

Не «последний» Старец, а «яко един от древних» из последних времен


   Ныне нередко можно услышать: «последний святой», «последний Русский Царь», «последний старец»... Иные утверждают, что старчество на Руси закончилось Батюшкой Серафимом Саровским... Значит, благодати нет, и Бог не дает нам святых?!
   «Велик голод нашей души, - писал преп. Иустин (Попович), - он проникает намного глубже, нежели это могут предполагать наши интеллигенты... И никто этот голод, кроме Господа Иисуса Христа и Его святых угодников, не может утолить!»
   Истинное Православие - именно в святости, в стяжании Духа Святого. В этом - цель человеческой жизни. Так об этом говорил Батюшка Серафим. Он благодатно являлся о. Николаю, как свидетельствовал сам Старец: «Хотя я ношу имя святителя Николая, но Батюшка Серафим мне ближе. Он бывает у меня, и мы говорим о Руси».
   Глубоко заблуждаются полагающие, что все кончено. «Иногда нам кажется, что все кончено, нет спасения человеку на земле. Все погибло - и нет Святой Руси, - говорил Старец. - Нет! Русь не умирала, а спряталась тихонечко до времени, сокрылась! Русь-схимница всех вымолит».
   Существует некая тайна между Господом и святыми на земле... Они - спасатели наших душ. Мы веруем, что Милосердие Неба не оставляет нас без пастырей, которые Духом руководят ко спасению, доколе мы желаем этого всем сердцем. Неложно Его обещание: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам... И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14, 16-18).
   Вся 14 глава Евангелия от Иоанна говорит об истинном старчестве, т.е. Отцовстве, о Пастыре, в коем действует благодать Духа... Таким пастырем был Батюшка Николай.
   
   

Все зависит от силы веры


   Старец Глинской Пустыни схиархимандрит Виталий (Сидоренко, 1928+1992) отвечал утверждающим, что в наше время не может быть подвижников, как в прошлые века: «Сила благодати та же, что и во времена апостольские, все дело в нас самих». Однажды его посетили монахи с Аляски и задали вопрос: «Есть ли в ХХ веке такие подвижники, о каких мы читаем в Древних Патериках?» - Отец Виталий ответил утвердительно: «Мы их видим, слышим, с ними бываем, но не имеем веры и послушания, какие были у древних отцов, поэтому мы их и не знаем» (о жизни схиархимандрита Виталия. Изд. Образ. 2008. С. 203).
   Из жизни Батюшки Николая поведаю случай. Летом 1998 г. приехал инок, искренно ищущий спасения души. Его, как и монахов с Аляски, волновал тот же вопрос: есть ли в наше время угодники, о которых пишут в житиях. Обратился он с молитвой к Пречистой, Ее Чудотворному образу в Лавре преподобного Сергия - и получил ответ на мольбу сердца. Вот что открыла ему Царица Небесная:
   
   

Из Откровения о Батюшке Николае иноку Арсению от иконы Царицы Небесной
в Троице-Сергиевой Лавре в 1998 году


   «Там, на Острове, живет человек гигантской силы Духа, и он особенно дорог Господу потому, что он из последних времен. В нем все вы можете видеть драгоценные проявления нашей веры и высочайшей Любви Христовой, что сейчас так мало, так редко. Старец Николай так безмерно любит Христа и ближних, что ничто не может отвлечь его от Любви Божией.
   Счастием явится для тебя, Арсений, непосредственное живое общение с ним, если это позволит тебе осуществить Господь, Который уже признает высшую святость этого Старца, и нет пока на пути ко Господу ему равного.
   Если тебе по Промыслу Божию доведется его так близко узнать, знай: цель личной пользы для тебя уже во всем будет достигнута.
   Место то на Острове будет свято, там будет воздвигнут Храм Престола Божия. Трудиться на том месте не должен случайный человек. Там должны быть иноки с чистым сердцем и праведными душами.
   Остановись на этом пути, и Я испрошу Господа дозволить тебе туда спутешествовать. Однако не забудь и долг твой пред Уделом Моим Божией Матери, и вторую половину твоего пути посвяти молитвам в святой Обители сей, которая даровала тебе путь ко спасению.
   Избранный тобою путь в Киев пока отложи: не все полезно сейчас в граде том, а святым местам тем еще успеешь поклониться.
   Смысл твоего бытия теперь в спасающей и обновляющей тебя силе, которую ты получишь не в простом поклонении святыням, а в живом общении со святыми отцами, творящими молитву горячо любимому Богу. Молитесь с матушкой [мамой] своей - и достигните просимого.
   По Божиему Промыслу, приближается время отхода отца Николая в Обитель Божию. И нет на этой грешной земле человека, который бы не нуждался в его святом благословении при жизни.
   Ты, Арсений, находишься под руководством благодатного Старца, хорошо ведущего всех, ищущих пути Божия, и никто не смущает тебя в выборе духовника, но ты срочно нуждаешься в глотке свежего воздуха, который возгорит в твоем сердце Дух Святый и поведет тебя по пути Господнему осмысленно с верою во Христа.
   Не думай ни о чем плохом, сними тяжелые засовы со своей души и сердца - и поезжай с радостию в свое путешествие. Будь рядом со святым отцом Николаем, лови каждое его слово, дай своей душе успокоение, трудись во Славу Божию, и тебе будет что открыть по приезде своему духовнику. Храни мир в сердце и покой в душе - и да благословит вас Господь».
   
   

«Надеющиеся на Тя - да не погибнем!»


   По молитвам Богородицы инок сподобился духовной встречи с Батюшкой. Он был на Острове и увидел живого святого. Арсений поведал об откровении... Отец Николай тихо слушал, а потом, внимая моей просьбе, благословил записать, но до его успения никому не открывать.
   «Когда меня Господь призовет, только тогда можешь рассказать... Царица Небесная - моя Заступница. Это Она умолила Господа, чтобы Он сохранил мне жизнь в лагерях, на лесоповале... Притиснули меня к стене - и толкнули груженую вагонетку. Расплющило всего, ребра переломало - и душа вышла из тела... Отцы отслужили на мне Святую Литургию... Я Престолом, столиком, был... И Милостивый Господь вернул мою душу обратно в тело... Потом, в Литве, болезнь - рак желудка... Снова забирал меня Господь к Себе и даже показал Обитель в Царствии Небесном... Вы подумайте, у меня и Там целый Остров... А Матерь Божия вновь упросила Спасителя сохранить мне, грешному, жизнь. - Вот, я и сохранен... Когда мальчонкой был, Господь являлся мне с Владычицей прямо в нашем доме, в Заходах... Она благословила меня, сказав: «Отныне Благодать Моя пребудет с тобою»...
   Любовь - большая Цифра...
   равная Блаженной Вечности
   

Схимонахиня НИКОЛАЯ


   
   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION