16.04.2009: НЕ ТЕРЯЙТЕ ПАСХАЛЬНУЮ РАДОСТЬ!
   
   

К столетию со дня рождения праведного Старца Николая (Гурьянова), тайного епископа в схиме Нектария
(24.05.1909+24.08.2002)


   
   

НА ЗЕМЛЕ ВЕЛИКИЙ ПЯТОК


   Лифостратон
   «Христос стоит пред бешеной толпой, которая вопит: «Распни, распни Его» - и среди этого народа, распаленного дикой ненавистью, бьется сочувствием великое Материнское сердце.
   Как ни велика любовь - любовь всей жизни - случается, что какое-нибудь потрясение доводит ее до небывалой высоты, хотя она уже, казалось, достигла высшей точки. Именно такого напряжения достигает Ее любовь при страдании Любимого Сына... Она была готова за Его жизнь отдать Свою жизнь, Своей мукой облегчить Его муку...
   Богоматерь стояла на площади среди этих воплей, требовавших позорной казни для Ее Сына. Волосы, сжатые ветвями терна, были теми самыми локонами, которые Она гладила рукой во дни Его детства. Капли Крови медленно текли по тому бледному челу, которое Он когда-то, в минуты детской нежности, так доверчиво прижимал к Своей Маме. Этими глазами, отражавшими теперь бездонный океан немой безконечной муки, Он когда-то Ей улыбался...
   И все это Она должна видеть, безсильная облегчить, освободить, утешить.
   На Ней не было венца из терния, народ не требовал распять Ее. Но в тот час на чело Пречистой был надет венец высшей муки, какую узнало когда-нибудь человеческое сердце.
   Не быв распятой, Она с Божественным Сыном взошла на Крест, и ту же невыносимую боль, какую приносили Христу удары молота, пригвоздившие Его к Дереву Крестному, испытывала Пречистая». (Иером. Филадельф. Заступница Усердная. М. ТСЛ. 1992. С. 95).
   
   Двенадцатый час Бытия
   «Мир удивлен, что русский народ ныне покорно молчит при самовластии кучки одиозного правительства. Он никогда не поймет, что русский народ всегда в молчаливой покорности перед Волей Бога переживает двенадцатый час своего Бытия»... (Артабалевский Н.А. Православная жизнь. 1963. № 2. С. 6)
   
   Что означает двенадцатый час Бытия? Когда он наступает в сердце человека? Когда протрубят этот грозный час Ангелы для целых народов?!
   Св. Григорий Богослов пишет, что этот час наступает, когда «меч доходит до души» (Иер. 4.10): «Подобает нам, братия и сестры, трепетать пред такими ударами бича Божия, которые мы ныне претерпеваем. Пусть же скорбь наша открывает нам двери к покаянию, и пусть жестокость сердец наших смягчена будет той карой, которая по Воле Божией постигла нас. Как предсказано пророком, «меч доходит до души», ибо пронзен острием гнева небесного весь народ, и одного за другим уносит внезапная гибель. И не предваряется смерть недугом, но, как видите, медлительность недуга опережает самую смерть. Пустынными остаются дома, на погребение чад своих взирают родители, их наследники на дороге к гибели опережают их.
   Пусть же каждый из нас ищет прибежища в покаянных стенаниях, пока ему до смертельного удара еще дано время рыдать. Воскресим пред очами нашими все, что мы, заблуждаясь, согрешили, и все, что сделали недостойного, покараем своими слезами. «Вознесем сердца наши в руки Божии» (Плач. 3.41). Но, видя безмерность грехов своих, пусть никто не отчаивается. Бог милостив и помилует нас, как миловал всех кающихся грешников».
   Двенадцатый час - это двадцатый век...
   Свят. Николай Сербский расширяет слово Григория Богослова: «Братия мои, восемнадцатый век - отец века девятнадцатого, а девятнадцатый - двадцатого. Отец весьма задолжал. Сын не оплатил долгов отца своего, и долг перешел к внуку... Отец был заражен тяжелой болезнию, а сын не излечился от мерзкой болезни отца своего, но еще более усугубил ее, и болезнь перешла на внука с утроенной тяжестию. Внук - это двадцатый век...
   Восемнадцатый век ознаменовался бунтом против Церкви и священства римского понтифика. Девятнадцатый век ознаменован бунтом против Бога. Двадцатый век ознаменован союзом с диаволом. А Господь сказал, что испытывает грехи отцов вплоть до третьего и четвертого колена (Исх. 34.7).
   Восемнадцатый век - это век Пилата: осудил Христа на смерть. Девятнадцатый век - это век Каиафы: распял Христа вновь. Двадцатый век - век синедриона, составленного из иуд крещеных и некрещеных. Этот синедрион провозгласил, что Христос мертв навеки и что Он не воскресал. Стоит ли тогда удивляться, братия, что пришло время небывалого наказания европейской части человечества, наказания розгами, которые секут до крови, до костей и до мозга костей - через бунты, революции и войны?». (Свят. Николай Сербский. Избранное. 2004. С. 562).
   В двенадцатый час двадцатого века воистину меч дошел до души... В час двенадцатый скорбь и уныние разбивают сердца человеческие... Потому что - мало Света... Какой же свет в ночи?!
   «Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет» (Ин. 12. 35)... И тихо звучит нам вослед молитва Старца Григория, Друга Царского: «Скоро беги, пока светло»; упреждающие слова Серафима Платинского: «Уже позже, чем вы думаете, посему спешите творить дело Божие»; и сокровенное слово Батюшки Николая Островного: «Поздно... Мы уже во многом опоздали... С Царственными мучениками, слава Богу! - не опоздали... Церковь Божию не оставляйте, любите ее, как я любил, и не отдавайте врагам на попрание!»
   Небесные птицы Преподобного Сергия
   Как жалел нас, христиан двенадцатого часа, милостивый отец Николай! Как он плакал вместе с нами о самом главном, что «пастыря не имамы» - что мало отцов и много наемников! Как страдал, глядя на растущие плевелы в ограде Церковной, эту поросль не знающих Бога и не верующих в Его Святое Евангелие! «Знаете, они, такие священники и монахи, хуже революционеров, - сокрушался Старец. - Революционеры помягче были, а эти - страшные волки... И шкурка у них тоненькая... Прикрыты-то чем? - Мантией и крестом!.. В том-то и беда!»
   И нам, христианам двенадцатого часа, становится все труднее сохранить души, наше драгоценное сокровище нетленное, потому что в духовном мире бродят воры. Они обворовывают Самого Христа, похищая у Него самое дорогое - Веру...
   «От священников пошел соблазн на Западе, от священников начался крах Запада, - пишет Свят. Николай Сербский, - от тех священников, которые осквернили святыню и попрали закон. Разве не еврейский первосвященник Аарон сам отлил золотого тельца и пустил народ поклоняться этому мертвому тельцу вместо Живого Бога? Что было последствием этого? Было то, о чем пророк Иезекииль восклицал от Имени Божиего: «Горе пастырям... которые пасли себя самих!.. Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец заколали, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостию. И рассеялись они без пастыря (Иез.34. 2-5)» (Там же. С. 601, 603).
   «Да, наших пастырей может исправить только Один Бог, слезные молитвы верующих и огненные испытания, великие скорби, которые посылаются им от Бога», - так же, как и Батюшка Николай, сокрушался Старец Тихон (Агриков).
   Архимандрит Тихон - благодатный Старец. Изгнанник, пустынник и странник, в схиме Пантелеимон. Он упокоился 15.11.2000. Они дышали с Батюшкой Николаем одним небесным духом, окрыляя маловерных и слабых христиан несомненной надеждой на Милость Божию к немощному человеку, исправляя духовенство своей живой и пламенной верою. Отец Тихон - сомолитвенник и близкий друг Старца Кирилла (Павлова) - это пастыри, за молитвы которых мы ныне и спасаемся. Батюшка Тихон был гоним от лжебратий, потому что нес Слово Истины и научал людей отделять Свет от тьмы. Его очень любили и почитали простые богомольцы, тянувшиеся к его отеческому сердцу отовсюду. О. Тихону не дали служить в родной Сергиевой Лавре, куда он пришел в 1946 в военной форме одним из первых насельников после открытия, где и встретился с о. Кириллом ...
   Эти подвижники и стали для Русской Церкви небесными птицами Преподобного Сергия, воспринявшими «благодать возблагодать»... Ему не разрешили преподавать в Академии, хотя именно его Слово и могло дать Церкви достойных отцов.
   Старец Тихон благовествовал как Апостол, его проповеди воскрешали мертвых душами христиан. Духовная сила его слов спасала людей от кривого церковного пути... «Большой труженик, - вспоминал Архиеп. Тихон (Бронницкий), - он всю ночь исповедовал, а утром шел служить раннюю Литургию. После службы опять принимал паломников. Когда он начинал говорить проповедь, весь храм заливался слезами, такое умиление находило на людей, слушавших его... Он прожил трудную и скорбную жизнь. Враг не давал ему ни минуты покоя. Во время хрущевских гонений всех людей, активно проявлявших себя в церковной среде, подвергали репрессиям и притеснениям. К архим. Тихону подсылали разных провокаторов, которые врывались в Алтарь, прыгали, хватали священника за ноги, мешали ему вести службу. В конце концов его отстранили от преподавательской работы и вынудили уйти из монастыря. Долгие годы он жил на Украине, находился в затворе, а за несколько месяцев до кончины приехал в Подмосковье». (РВ. Духовник отца Иоанна (Маслова). Вячеслав Вальков. 2002. № 14-16. С.14).
   Погребен св. Старец у Алтаря храма Благовещения в с. Тайнинском. Батюшка Тихон много думал о двенадцатом часе земли, о двенадцатом часе русского духа и Русского Царства. Думы его и молитвы открывают невозбранный путь к Небесам - где уже не будет ни времени, ни пространства...
   Удивительные воспоминания его о Лавре «У Троицы окрыленные» - привезла Батюшке Николаю. О многом хотелось расспросить, но он начал говорить сам, и как всегда - о главном... Я спросила, знает ли он о. Тихона: «Да... Мы с ним давно знакомы, но больше молитвенно... встречаемся... Он вот и сейчас здесь, наш разговор слушает», - произнеся эти слова, о. Николай поклонился и благословил кого-то невидимого моим глазам.
   Тогда я не знала, что о. Тихон уже упокоился. От тайных монахинь, его духовных чад, было известно, что Старец в затворе. По временам они получают весточку - записку или письмо, но всякий раз именно во дни тяжелых испытаний в их жизни... Матушки всегда просили молитв о своем Старце у Батюшки и искренно радовались, что мы счастливые - можем видеть и говорить с духовным отцом лицом к лицу, а у них - только молитвенная связь...
   Затем Батюшка попросил прочесть что-нибудь. Он любил, когда мы вместе читали духовное: «Давайте помолимся - почитаем духовное Слово Старца Тихона... Он ведь и обо мне в своей книжечке написал»... Когда упокоился и Батюшка, вышла книга-проповедь архим. Тихона «Матерь Света»... В ней и было повествование о дорогом духовном отце, слово святого о святом - «Старец Николай»... Вот главки из него:
   
   Великий Пяток
   «Да, на земле Великий Пяток. И не только в Православной Церкви, но и везде: в Католической Церкви, Протестантской, Англиканской, на Севере, Юге, Востоке, Западе - везде настал Великий Пяток. Тот самый страшный Великий Пяток, в который убили и погребли Господа нашего Иисуса Христа. Тогда это сделал один народ - иудейский, а теперь - все народы, весь мир. Тогда Он умер Волею, а теперь по Его Святой Воле так. Тогда ученик Его лукавый на смерть предал, и теперь новые иуды делают то же. Тогда за Него первосвященники и книжники заплатили предателю тридцать сребреников, теперь дают и больше, и меньше, а то и за одно обещание... Тогда кучка верных учеников разбежалась и оставила Его Одного в руках убийц, и теперь бегут кто куда, спасая свою жизнь, лишь бы не узнали и не догадались, что он - ученик Христов и пастырь Его словесных овец.
   Великий Пяток! Страшный и ужасный! Время богоубийства, время предательства, время бегства страха ради животного.
   
   «Ужас бе видети небеси и земли Творца
   на Кресте висяша...
   Солнце померкшее, день паки
   в нощь приложися»
   (стихира Великого Пятка)
   
   А что же делаешь ты, мой друг, в это время?.. - Скорее молиться!
   «Не плачьте обо Мне, - сказал Господь, - плачьте о себе и о детях ваших». А Своей Пречистой Матери Он сказал: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене носила еси Сына, возстану бо и прославлюся»... А Она - Пречистая Дева - скорбно отвечает: «Ни от гроба Твоего возстану, чадо Мое, ни слезы точащи престану Раба Твоя, дондеже и Аз сниду во ад, не могу бо терпети разлучения Твоего, Сыне Мой»...
   Но довольно!.. Дальше невозможно!.. Нет сил, нет мочи!
   Подними же взор твой к Небу, христианин, если ты есть! -
   и смотри на Грядущее»...
   
   Уготованный Престол
   «И вот Огненное Облако пошло в сторону, открывая собою глубину Небес. Как большая дверь, открываясь, показывает внутренность Светлого Чертога, так и это Светло-Огненное Облако открыло пред взором Старца Николая светлый Божий Рай. Старец упал на колени и лицо свое склонил долу... Что могла почувствовать бедная душа человеческая, хотя самая праведная и святая? Что могла она вместить в себя, видя иной сверхпрекрасный мир Божий?
   И если святой Апостол Павел, увидев все это, после говорил, что невозможно передать языком человеческим, что там он видел и что слышал, то что же сказать о Старце Николае? Он запомнил только одно... Он увидел, как Матерь Божия, одетая в сияющие царские одежды, окруженная сонмами Мучеников, Преподобных, Всех Святых, приблизилась к Сидящему на Херувимах Господу и упала пред Ним на колени... Она слезно молила Господа за мир, Она просила Сына Своего и Бога, чтобы Он еще немного потерпел грехи человеческие... В Небе была такая страшная и жуткая тишина, что казалось, все замерло и слилось в единый, огромный, во все Небо сияющий круг.
   Долго ли длилось такое ослепительное стояние - неподвижность Неба? Старец не знал. Господь, видимо, скоро умилосердился и переменил гнев Свой на милость. Пречистая и Преблагословенная Дева Мария умолила Сына Своего за род человеческий.
   Вдруг красно-огненный свет, окружающий Престол и Сидящего на Нем, переменился на мягко сияющий голубой свет. Одновременно с этой переменой на Небе раздался громкий голос Архангела Гавриила: Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим!
   И разом хор Ангелов, хор Херувимов, Серафимов - все необъятное Небо едиными устами запело гимн Пречистой Деве Марии. Аккорды дивной небесной хвалы неслись стройной гармонией по необъятному своду Небес. Все пело, все ликовало неописуемым величием горней красоты и невыразимой благодати. Молнии переменной радуги цветов, исходящей от всемогущего Престола Славы Божией, слепили очи даже самих Ангелов.
   И мог ли смертный человек вынести все это и не умереть сразу от избытка нахлынувших чувств?..
   А когда Матерь Божия, поднятая Руками Господа, восстала и двинулась, как Голубое Облако, в сторону от Престола, Слава Божия засияла так ярко, так блистающе, что невозможно было не растаять в прах и не потерять самочувствия...
   Старец Николай очнулся уже в своей каменной пещере. Он не знал, что с ним происходит. Сначала ему показалось, что он низвержен на дно самого ада. Ощутив темноту, он зарыдал, как ребенок, которого бросила родная мать. Потом, узнав свою пещеру, он устремил взор на иконку Божией Матери Казанской... Дыхание у него остановилось, пульс перестал биться.
   - Это Ты, Владычица, в дни страшной гибели умоляешь за нас Бога! - прошептал Старец... И в темной келлии раздался вопль человеческого страдания, и... повис страшным эхом над мрачной, глубокой бездной...
   Спустя полчаса на востоке загорелось огненное зарево. Оно все больше и шире охватывало горизонт. Свет заструился по каменистым утесам гор и заглянул в маленькую каменную пещеру Старца Николая. Там было тихо, как в могиле, только среди пещеры лежал человек. Он был недвижим...
   Но несомненно было то, что Господь Бог по молитвам Пречистой Своей Матери давал новый день для людей грязной земли. Он давал время, чтобы кто-нибудь из людей еще мог бы покаяться и не погибнуть злой и нераскаянной смертию...
   И только к вечеру, когда Солнце уже уходило за острые вершины гор, из пещеры вышла тень человека. Это был Старец Николай. Подняв истощенный свой взор к Небу, он опять заплакал: «Матерь Света, Ты - Матерь Света! - повторили несколько раз его дрожащие уста. - Ты здесь с нами, на нашей грешной земле, и Ты - Там - у Престола Вечной Славы... Тобой держится мир и с Твоим Пречистым Именем на устах верные христиане идут на последнюю кровавую смерть...
   Матерь Божия - Ты несешь нам от Престола Божия Свет Жизни, но долго ли, долго ли он будет еще нас освещать?!»
   Солнце зашло за горы. Свет угасал. Тьма уже змеилась по расщелинам гор. Еще один день, подаренный земле Господом, кончался... И будет ли назавтра новый день? Будет ли еще у нас время? А если будет, то сколько?!.
   На облаках стоит Уготованный Престол, а на грязной земле Пяток Великой Скорбной седмицы!» (Архим. Тихон (Агриков). Матерь Света. Киев. 2006. С. 902-918).
   
   Подними взор к Небу...
   «Не отчаивайся, никогда не отчаивайся... Ведь Господь нас любит, - говорил Батюшка Николай. - Если бы вы знали, как Он любит всех нас! Мы грешные, но Божии... Только искренно прими в свое сердце Кроткого Агнца. Он оплакал все наши грехи, искупил их и простил... Только не отвергай Христа... Живи Им, дыши Им... Молись Ему и не расставайся никогда с Господом... И когда мы все пойдем в земельку - Он тогда примет нас в Жизнь Безконечную... Только бы мы были достойны Его Милосердия... Не обижайте никого, не отталкивайте бедных людей, не ведающих Бога. Молитесь за них, просите Творца о их вразумлении. Господь ждет от нас милостыни за согрешающих и не крещеных... Неотступно просите Его помиловать и простить всех».
   
   

БЛАГОСЛОВЕНИЕ С НЕБА


   Вскоре после успения Батюшки мне довелось побывать у старца Глинской пустыни схиархимандрита Симеона. Он спросил: «Какие последние слова о. Николая? Расскажи подробно. Это важно».
   Вновь тот памятный и незабвенный день, длиною в вечность. Тишина, покой и мир сердец. Величие духа...
   «Батюшка! На кого Вы нас оставляете? - На Господа и Матерь Божию Казанскую».
   Сделав земной поклон от лица всех людей, знавших и не знавших молитвенника, мы просили у него прощения: «Простите нас всех и помолитесь за нас, грешных, у Престола Божия. Христос Воскресе!» - Старец просиял лицом, глаза его вдруг открылись, и мы увидели взор Небесного Ангела, Небожителя: чистый, небесно-синий, пронзительный, любвеобильный и сильный. Взор великого Старца просвечивал сквозь толщу земного бытия, обнимал весь мир, всю вселенную. Это был молитвенный взор души уже из Небесных Селений. - «Христос Воскресе! Не теряйте Пасхальную Радость!»
   Услышав это, о. Симеон воскликнул: «Так мог сказать великий подвижник, обретший Путь»... А Евангелие утверждает: «Глагола ему Иисус: Аз есмь Путь и Истина и Живот: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною» (Ин. 14,6).
   Живя на земле, Батюшка богоугодными трудами уготовил себе вечные обители на Небесах. В житии Апостола Фомы нам ясно показано, как человек милостыней на земле готовит душе Царствие Небесное. Незабвенный Старец творил многие чудеса: молитвой исцелял больных, прозревал людские судьбы, спасал словом. Через праведника Господь являл нам Свою Любовь и Силу, дабы верующие утверждались в Вере, а неверные - становились верными.
   Большую Житийную икону Батюшки сразу нарекли Никола Милостивый. Потому что он стяжал великую чистоту сердца милостыней - молитвой за всех и вся. «Молитва за людей - это милостыня внутренняя, а равно и сострадание к людской боли и сорадование чужому счастию. Это милостыня, идущая от сердца и созидающая чистоту и в сердце, и в душе, и в уме», - говорит Свят. Николай Сербский.
   Я всегда видела Батюшку среди простого народа... Видела, как он с любовию относился к нам, как отец к детям... Видела, как простой народ с любовию принимал его слова, изумляясь величию Божию, явленному на праведнике... Свидетельствую перед Богом, как и сегодня неразвращенные и простые люди принимают всем сердцем его проповедь и исповедуют его святость.
   
   В одном святом - вся Вечность!
   «Христос Воскресе! Родные мои братия и сестры во Христе!
   В простоте сердца примите и мое целование во Имя Господне и в память незабвенного нашего Аввы. Отец Николай здесь на земле одержал полную победу над плотию, миром и диаволом и нам передал преемственность в хранении чистоты Православной Веры.
   Господь испытал тех «знаменитых», которые кичились своею близостию к о. Николаю, а теперь предали его. А мы, неизвестные миру, лишь однажды приложившиеся к его святости, чтим его и свято храним память о нем и молимся св. Праведному Николаю Островному - Святителю Нектарию Русскому. В одном святом - вся Вечность!»
   Слово священника Александра Сухова на Николаевских чтениях 2008 года
   
   Дар любящего сердца
   «Отец Николай! Кем ты был для нас и как писать о тебе? Сколько раз я собирался начать и не мог... Где взять слова, достойные тебя. Ты был свет для нас, Небесный Свет сиял через тебя и просвещал наши немощные души. Скольких людей ты укрепил на скорбном пути жизни сей, сколько душ извлек из глубины отчаяния, сколько обрели надежду, лишь услышав несколько слов от тебя, посмотрев на твое лицо. Где найти слова, чтобы рассказать о тебе, о величии и благородстве твоей души, о той Любви, которая сияла через тебя и согревала нас. Немощен и уныл наш дух, и, может, напишет кто, более достойный. Но что же делать, молчать еще более страшно, и как дать ответ потом: «Ты мог свидетельствовать - и не свидетельствовал»... Прими сей дар любящего сердца и прости нас, если ошибаемся в чем-то»...
   монах Анастасий.
   Материалы сайта «Старец с Острова Залит» Валаамского монастыря
   
   Мироточение Иконы «Царский Архиерей» во время Крестного Хода 17 июля 2006
   «Икона Старца Николая (Гурьянова), которую несли наши единомышленники во время Крестного Хода 17 июля, начала мироточить». - «Вот это чудо! А кто-нибудь из духовенства подтвердил это документально? Такое надо регистрировать». - «Документально мы не фиксировали... Наши единомышленники шли с духовными чадами Старца Николая и помогали им нести его икону. А замироточила она прямо во время пения всеми нами песни:
   Грозный Царь Великий,
   Грозный Царь Святой!
   Богом данный Государь Державный!
   Он за Русь Святую предстоял горой -
   Царь - ревнитель веры Православной!
   Естественно, что официальное священноначалие вряд ли будет в восторге от такого чуда... Потому мы и не стали их искушать и навязывать им. Многие простые люди увидели и убедились в нем!»
   Сообщение от 14.08.2006 на сайте «Конференция.ру: Империя. Царские дни»
   
   В день Тушинской трагедии мироточили иконы свв. Царственных мучеников и Старца Николая (Гурьянова)
   «В день, когда произошла страшная трагедия в Москве, я был свидетелем мироточения икон Царственных мучеников и иконы о. Николая (Гурьянова) в храме свв. Бориса и Глеба в Вышгороде (под Киевом).
   Не знаю, так ли это, да и не дерзаю судить, но тем весьма характерно, что в Храме невинно пострадавших свв. Бориса и Глеба происходило мироточение икон, когда пред Господом предстали невинно пострадавшие люди. И, видимо, показательно, что мироточили именно иконы Царственных мучеников, так же невинно пострадавших, и икона молитвенника (вернее, фотография) за всех нас грешных о. Николая (Гурьянова), бывшего с нами в эти страшные времена и не оставляющего нас своими молитвами».
   Стояние за Истину
   Форум «Русская беседа». 07.07. 2003

   
   «Батюшка Николай вернул мне Пасхальную Радость»
   «До недавнего времени я ничего не знала о Старце Николае (Гурьянове), не видела его фотографий, не интересовалась его житием. Конечно, имя Старца было на слуху, но проходило как-то мимо меня - пока не довелось мне за мою гордыню и самохотение, за нежелание принять происходящее как волю Божию и со смирением впасть в тяжкое искушение. Истинно сказал Господь: «Смотрите, яко опасно ходите»...
   Я очень люблю Царственных мучеников. Все, что связано с Их именем, берегу в душе как сокровище. Поэтому горько иногда видеть, что дни памяти Царской Семьи у нас проходят далеко не с царской торжественностию. Даже прославление Августейшей Семьи прошло почти незаметно... И вдруг я узнаю, что в одном из храмов в ночь с 16 на 17 июля собираются служить Всенощное бдение с чином покаяния и большим Крестным ходом. Радостная новость меня окрылила... Но неожиданно, накануне памятного дня, все было отменено. Сколь велика была радость - столь сокрушительным для меня было это известие. Заметив, что начинаю роптать, я взяла почитать православную периодику, но - странное дело! - мне все время попадались статьи то об огромном Крестном ходе из Урала в Москву, то о Всенощном бдении под открытым Небом в Екатеринбурге.
   Звонили друзья, собиравшиеся со мною на службу, которые также сильно огорчились. Одним словом, к концу дня я пришла в сильное отчаяние.
   С трудом удалось подруге уговорить меня пойти в храм на Литургию. Службу достояла с большим усилием. Получилось так, что, ревнуя не по разуму о достойном прославлении и почитании Царственных мучеников, я в конце концов Их Самих во всем и обвинила. Я оставила молитву. Проходя мимо икон, опускала глаза. Я обиделась на Бога. Это безумие длилось три недели, и вразумление пришло неожиданно - я увидела сон...
   Большое торжище. Праздные или озабоченные своими проблемами люди снуют туда сюда. Посреди торжища - возвышаются три больших деревянных Креста. Самый большой - посередине, и два поменьше - по обе стороны от него. Но люди их не замечают. Вдруг из толпы появляются 8 священников, идущих попарно, один из них - с кадилом.
   С пением приблизившись ко Крестам, они начинают служить молебен, но народ не обращает на них никакого внимания. Решаю наблюдать со стороны. Через некоторое время образовался небольшой полукруг возле Крестов. Я непонятным образом оказалась в первом ряду, но, безумная, делаю вид, что оказалась здесь случайно и все происходящее меня не касается.
   Краем глаза замечаю рядом худенького Старца с белой пушистой бородкой, в скуфейке и старенькой рясе. Он прошел вперед и все старался заглянуть мне в глаза. В его добром и ласковом взгляде отражалась просительность. Осеняя себя крестным знамением, он тихо кланялся в сторону Крестов, словно приглашая последовать его примеру. Но я, памятуя обиду, сердито косилась и думала: «Вот еще! Будто особое приглашение мне надо. Захочу - сама перекрещусь».
   Но монах (почему-то во сне я думала о нем как о монахе и, только прочитав статью в вашем журнале о праведном Николае-Нектарии, поняла, почему...) не оставлял меня своим вниманием и безмолвно, но настойчиво «уговаривал» меня присоединиться к молитве. Мне стало неловко, и я, хоть и пыжась, но все-таки перекрестилась. На этом сон оборвался...
   Проснулась от чувства жгучего стыда: да кто я такая, чтобы так себя вести!
   И добрый пастырь не железным посохом гонит свою паршивую овцу (как следовало бы!), а с кротостию и лаской влечет ко Господу. В то утро я впервые встала на молитву после стольких дней помрачения.
   Я не знала, кто был мой утешитель, и не заботилась узнать. У Бога угодников много - и сколько из них пока не явлены миру... Однако облик Старца ясно запечатлелся в памяти.
   Спустя год я приобрела видеокассету «Власть Царская» - 3 ч. цикла Ю. Воробьевского «Стук в Золотые врата». И вот в заключительной ее части под названием «Крестный полет над Россией» я с изумлением увидела моего заступника - Батюшку Николая (Гурьянова). Это было так неожиданно, что я вскрикнула: «Вот он!» - чем удивила родных.
   Так, милосердием Божиим, заступничеством Царя-Батюшки Николая и стараниями воистину Царского Архиерея, праведного Старца Николая-Нектария, который и сам, пребывая в мире сем, много молился и плакал о Царственных мучениках, я была извлечена из пропасти духовной.
   Батюшка Николай вернул мне Пасхальную Радость, засвидетельствованную в свитке на его иконе. Верую, что именно по молитвам Царя мученика и Его верного Архиерея у меня в доме появилось множество икон Царской Семьи, перед которыми всегда горит неугасимая лампада, утешая и радуя сердце.
   Если мое свидетельство может послужить делу прославления праведного Николая Псковоезерского, я буду благодарить Господа за таковую милость ко мне, многогрешной. Верую, что Батюшка Николай предстоит Престолу Господню и всех, прибегающих к нему, не оставит скорой помощию, утешением и вразумлением.
   Праведный отче Николае, моли Бога о нас! Слава и благодарение Господу за все...»
   Р. Божия Ирина из Днепропетровска.
   Из материалов рубрики «Николаевская Русь» журнала «Спаси и сохрани» (Днепропетровск)
   
   «Батюшка! Чем я могу послужить Богу и Отечеству?»
   «Уважаемая редакция! Со страниц журнала («Спаси и сохрани», редактор рубрики Алла Зуева - Авт.) вы обратились к читателям с просьбой поделиться воспоминаниями о Старце Николае (Гурьянове). Очевидно, Богу угодно именно после окончания земного жития прославлять и возвеличивать Своих угодников, которые всю свою жизнь славили Бога и самоотверженно служили Ему и несли людям Правду Божию.
   Хочу сообщить вам, что Старец Николай, который сугубо чтил св. Царя и Царскую Семью и за свою любовь сподобился Их Августейшего посещения, в 1998 благословил офицера в отставке Синько Вячеслава Игоревича, потомственного дворянина, родной дедушка которого в свое время присутствовал на торжествах Коронации Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Феодоровны в Московском Успенском Соборе, - создать в Киеве Киевское Православное Монархическое Движение «За Веру, Царя и Отечество», а также быть председателем этого общественного движения.
   Со слов самого Вячеслава Игоревича, он приехал на Остров и вошел в келлию Старца, предварительно перекрестившись, со словами: «Батюшка! Чем я могу послужить Богу и Отечеству?» - Батюшка поднялся, подошел к нему, обнял и прослезился. Суть сказанного Батюшкой была в следующем: что столько лет он служит Богу, но впервые видит такого посетителя. Все идут со своим - «а вы пришли с произволением отдать себя на служение Богу и Отечеству»...
   После получения благословения Старца Вячеслав Игоревич вернулся в Киев и создал Киевское Православное Движение «За Веру, Царя и Отечество», которое принимало активное участие в общецерковном прославлении святой Царской Семьи. Также изданы были по благословению схиархим. Серафима, первого настоятеля Св.-Духовского скита Св.-Успенской Киево-Печерской Лавры, книжечки под названием «Покаемся Царю Небесному и Царю земному».
   Вячеслав Игоревич часто ездил к Старцу по различным вопросам, ныне он проживает с детьми в Екатеринбурге».
   Из письма председателя правления Киевского православного Братства Св. Серафима Саровского Зварича О.С.
   
   От редакции журнала «Спаси и сохрани» отвечает Алла Зуева, ведущая рубрику «Николаевская Русь», горячая почитательница Царственных мучеников и Батюшки: «Мы благодарим авторов р. Б. Ирину и О.С. Зварича за присланные свидетельства и сообщаем, что они будут переданы в Общество светлой памяти Праведного Николая Псковоезерского келейнице Старца схимонахине Николае».

   
   Русская Пасха
   Свидетельство Аллы Зуевой о почитании Батюшки
   «Общество светлой памяти Праведного Старца Николая Псковоезерского к памятным июльским Царским дням 2006 передало на Украину почитателям Батюшки Николая материалы о нем - аудиокассеты о Старце и о ежегодно проходящих в Москве Николаевских чтениях, посвященных памяти о. Николая, диски «Душа молитвы - плач» и «Моление ко Господу» - с записью голоса Старца, фильмы о нем, книги, памятки «За Веру и Верность» с изображением Царя мученика Николая и Царского Архиерея Старца Николая, изображение Николаевской хоругви «Русская Пасха», иконочки Старца, Акафист ему, маслице от Креста с могилки Батюшки, а также большие портреты в рамках св. Царя Николая.
   Все это привезли из Москвы по просьбе матушки Николаи замечательные русские люди - Виктор и Сергей. Часть этих материалов была распространена среди участников Крестного хода в Днепропетровске 17 июля 2006, другая часть, большая, - была отвезена в Киев, на Царский Крестный ход. Портреты Государя были переданы в храмы Днепропетровской епархии, где сугубо почитают Государя Николая Александровича.
   Хочется отметить, с какой любовию участники Крестного хода в Днепропетровске и особенно в Киеве принимали иконочки Батюшки Николая и материалы о нем. Многие слезно просили поблагодарить матушку Николаю и многочисленных духовных чад Батюшки в России, просили передать, что молятся и низко кланяются за посланное утешение - Акафист Старцу Николаю и маслице от Креста с его могилки.
   «Жива Николаевская Русь - символ духовной неразделимости Великой, Белой и Малой Руси» - (слова схимонахини Николаи). Бьет в набат Царский молитвенный колокол, призывая все верные сердца свято хранить веру православную и Русь Святую.
   На задней сторонке обложки Акафиста помещены знаменательные слова: «Церковный народ Божий ясно видит место Батюшки Николая и его значение в истории русского подвижничества. Праведный Старец Николай воссиял в духовном небе Святой Руси и его небесная слава неотделима от сияния сонма Русских Святых, особо - св. Царственных мучеников, о прославлении которых Батюшка ревновал всю свою земную жизнь».
   В книжечке-Акафисте также есть слова о том, что «кафедра Батюшки - вся Святая Русь»... Потому и протянулись сокровенные ниточки из благословенной России в богоспасаемый град Киев, на Царский Крестный ход...
   Все присланные на Украину материалы были переданы крестоходцам перед началом Крестного шествия у стен Св.-Успенского собора Киево-Печерской Лавры. Я заметила, что у некоторых паломников был в руках текст молитвы по соглашению «За страждущую страну Российскую и чад Церкви Православныя» с фотографией Старца. Эту молитву, как известно, благословил читать Батюшка Николай.
   На километры растянулся Крестный ход... Монахи, священники, миряне... Мощной волной растекалась вправо и влево от шествия молитва, заставляя прохожих замедлить шаг, остановиться, всмотреться в большую икону Царственных мучеников, всю в цветах, как бы плывущую по улицам Киева... И в руках многих участников было изображение Николаевской хоругви «Русская Пасха». На одной ее стороне - лик святого Государя с надписью над нимбом: «Русская Пасха» и молитвой: «Радуйся, Царю Николае, иконо Руси Святой!». На другой - лик Праведного Старца Николая со словами его духовного завещания: «Христос Воскресе! Не теряйте Пасхальную Радость!»
   И верилось - что идет с нами в духе весь сонм Русских Святых, и святая Царская Семья, и Государь Земли Святорусской Царь мученик Николай, и верноподданный Святой Царской Руси («столп русского старчества» - как сказал о нем Святейший Патриарх Алексий II) - смиренный Старец Земли Русской Батюшка Николай, сердце которого молилось и плакало о Воскресении во Христе Святой Руси-матушки».
   

Схимонахиня НИКОЛАЯ




  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION