12.06.2012: ЦЕРКОВЬ ОТ СВОИХ СВЯТЫХ НИКОГДА НЕ ОТКАЗЫВАЕТСЯ
   
   Слово схимонахини Николаи на Десятых Николаевских Чтениях (20.05.2012), посвященных Батюшке Николаю (Гурьянову) смиренному епископу эпохи гонений на Церковь в схиме Нектарию 24.05.1909+24.08.2002
   
   

«История Церкви – это история Ее Святости»
   Патриарх Пимен (Извеков)


   
   Преподобный Симеон Новый Богослов говорил: «Кто не почитает новых святых, не может почитать древних… Святых много, а безстрастных немного». Это великие отцы, достигшие полноты Христовой любви, смирения и безстрастия, расцвета всех добродетелей и трудов по их достижению, а также претерпевшие гонения за Христа, что является высокой степению сопричастности Господу при перенесении «скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь» (Кол.1.24).
   Святые всех православных народов одинаково принадлежат всем Православным Церквам. Совершенство в добродетелях Старца Николая (Гурьянова) ныне признается всей Русской Церковию (Московского Патриархата, Зарубежной и Катакомбной) и некоторыми Поместными: Сербской, Кипрской, Иерусалимской. Святость отца почитают и в древлеправославной Церкви, и на Святой Горе Афон. Богоугодное житие этой Великой души признают последователи учения Будды и индуизма, называя его Учителем с большой буквы. Видя страшное разложение и падение нравственности и морали, они пишут о Батюшке Николае: «Один Православный Святой может спасти мир! Это великий святой Православия ХХ века». Принявшие по его молитвам благодатное крещение мусульмане утверждают: «Если бы все священники были как отец Николай, то мир бы давно пришел ко Христу».
   Святейший Патриарх Алексий II назвал Батюшку «Светочем Веры» и «Столпом Православия и Старчества».
   «Святой, несомненно, святой... В наши последние времена Старец Николай - светильник, подобный Серафиму Саровскому» - свидетельствовал Архимандрит Кирилл (Павлов).
   «Не плачьте! Теперь отец Николай у Престола Небесного за нас молится» - утешал Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
   «В святость Батюшки многочисленные чада его духовные верят, безусловно. Что касается процесса канонизации, то длительность его напрямую зависит от нынешнего духовного состояния народа Божия. День кончины Старца Николая - а в действительности его рождения в Жизнь Вечную -
   можно считать началом этого процесса. Вечная тебе память, родной наш Батюшка! Праведный отче Николае, моли Бога о нас!» - сердечно исповедовал сразу по успении Батюшки церковный историк Сергий Фомин.
   «Я готов засвидетельствовать перед Крестом и Евангелием чудо об исцелении от смерти умирающего раба Божия Евтихия из г. Иваново от мироточивого образа Старца Николая (Гурьянова)» - сообщил церковной полноте протоиерей Василий Львов.
   Для спасения человека Батюшка нес великие подвиги на земле и стяжал дивные «цветы добродетелей», которые в Царствии Света сопричислили его к лику великих святых. «На земле – подвиг, в Едеме – слава» - говорил о таких отцах Ефрем Сирин. А Григорий Богослов величал их «Божественными, Богоподобными»: Божественный Антоний, Богоподобный Макарий… Уподобление Христу невозможно измерить и пределов этому уподоблению не положено, ибо велико призвание человека к святости. Святые слышат наши молитвы и имеют от Бога силу помогать нам. Это знает каждый. И ныне мы исповедуем несомненную святость незабвенного духовного отца Батюшки Николая, смиренного епископа эпохи гонений на Церковь в схиме Нектария, и свидетельствуем о множестве случаев, когда любвеобильный отец тотчас приходит на помощь, лишь только призовем его в молитвах. Из этого очевидно, что молитвы наши он слышит на Небесах. «Блажен, о ком ходатайствуют святые пред Благим! – одобряет наше усердие к Старцу Николаю преподобный Ефрем Сирин. – Горе тому, на кого вопиют они Правосудному! Кто любит их, тот в Едеме; кто ненавидит, тот в преисподней. Отраднее будет Содому, нежели тому городу, где отрясли они прах (Мф. 10.14)» (1).
   Симеон Богослов учит, что все святые взаимно связаны друг с другом в неразрывное целое и что нам важно быть едиными с последним из святых: «И кто не хочет со всей любовию и смирением соединиться с самым последним (по времени) из святых, имея к нему некое неверие, тот никогда не соединится и с прежними, и не будет включен в ряд предшествовавших святых, хотя бы ему казалось, что он имеет всю веру и всю любовь к Богу и ко всем святым».
   Чем крепче мы прилепляемся через молитву к святым, которые ушли в наше время из мира, тем вернее сами будем включены в святое здание Небесной Церкви, открытое в видении мужу апостольскому Ерму в виде построения Башни – Церкви Христовой – из отдельных камней, членов Церкви. Чем ровнее и глаже края камней, из которых Она строится, тем крепче здание. Так тесно соединяет друг с другом святых и их последователей на земле Любовь и Послушание, которое не прерывается с переходом в Вечность духовных отцов. Этим объясняется и дерзновение Симеона Богослова, установившего тотчас по кончине Симеона Благоговейного, своего старца и наставника, которого он «видел висящим в воздухе келлии, на четыре локтя от земли, молящимся Богу в Неизреченном Свете» - торжественное празднование его памяти с пением молитв пред его иконами, несмотря на встречающуюся враждебность в церковных кругах. Он оставался «недвижным» по отношению к почитанию святости духовного отца и верности ему даже после того, как посланные архиереем люди сначала соскоблили надпись «Святой Симеон» с «не каноничных» образов, – а затем, разъяренные врагом, топором уничтожили и сами святые иконы этого великого отца, где только их находили, с криками: «Своего духовного отца воспевают как святого вместе со святыми!» В это время видевшие поругание икон Симеона Благоговейного чада его, монахи и миряне, «страстно рыдали о совершаемом христианами посреди церкви Верных. И не могли обороняться против виновных в такого рода действиях из-за общего с ними имени Веры». (2)
   Так происходит некое сражение между Истиной и ложью.
   Чувством верности и благоговения объясняется теснейшая связь духовных детей с духовными отцами, хотя бы они и почили о Господе. Этой же верностию оправдано наше почитание блаженной памяти незабвенного Батюшки Николая и исповедание его несомненной святости. Ибо мы принадлежим Церкви Верных Христу. Замечательны в данном случае воспоминания митрополита Питирима (Нечаева): в восьмидесятых годах «цензура была жесточайшая. […] Нельзя было даже упомянуть в печати имя Серафима Саровского или Иоанна Кронштадтского, тем не менее, их упоминали... Патриарх [Алексий I], а следом за ним и я, в дни их памяти неукоснительно служили – несмотря ни на какие запреты Церковь от своих Святых не отказывалась». (3)
   Ибо живо Слово Господа, изреченное на Тайной Вечере в молитве о Своих учениках – и о смиренном Старце Николае-Нектарии: «Славу, которую Ты дал Мне, Я дал им» (Ин. 17.22)
   
   

Прославление святого основано на народном почитании


   Владыка Екатеринбургский Мелхиседек (Лебедев) дает четкое духовное обоснование критериев для подготовки канонизации новых святых в наши дни на примере почитания Венценосной Царской Семьи. Данное определение положено в основу прославления и почитания святости отца Николая как исповедника и подвижника благочестия ХХ века.
   – Ваше Высокопреосвященство, я так понял, что даже Правящий Архиерей не волен единолично объявить Николая II Святым Исповедником…
   – Разумеется.
   – И даже воля Святейшего Патриарха здесь не главное?
   – Святой или не святой человек определяет вся Церковь, в которой только одной и содержится Истина. Церковь – это Христос, Его священники и прихожане. Так вот, простые прихожане, которые причащаются, живут церковной жизнию, – и есть в немалой степени носители Истины. И если среди этих людей возникло почитание кого-либо, то это ведь не случайно. И священство смотрит, нет ли тут какого-либо прельщения. Если нет, то Соборным определением подтверждается святость Божиего Угодника». (4)
   Протоиерей Владислав Цыпин утверждает: «В Православной Церкви процедура канонизации святых не подвергается такой тщательной и детальной регламентации, как в Католической Церкви». Посему, в корне ошибочны утверждения, пришедшие к нам от католиков, что прославлять Старца Николая «еще рано», «не надо торопить время», необходимо, чтобы прошло лет пятьдесят… Славить Святых – наша обязанность и мы считаем своим долгом почитать отцов, освятивших своей жизнию нашу землю: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам Слово Божие; и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13.7). Суд над усопшими творит Сам Господь, Он один ведает участь, уготованную каждому из нас: «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Пет. 3.8) – «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки тот же».
   Основными условиями прославления святых во все времена было проявление подлинной освященности праведника. Свидетельством такой святости могли быть:
   1. Вера Церкви в святость прославляемых подвижников как людей, Богу угодивших и послуживших пришествию на землю Сына Божия и проповеди Святого Евангелия.
   2. Мученическая за Христа смерть или истязание за Веру Христову.
   3. Чудотворения, совершаемые святым по его молитвам, или от честных его останков – мощей.
   4. Высокое церковное первосвятительское и святительское служение.
   5. Большие заслуги перед Церковью и народом Божиим.
   6. Добродетельная, праведная и святая жизнь, не всегда засвидетельствованная чудотворениями.
   7. В семнадцатом веке, по свидетельству Константинопольского Патриарха Нектария, три признака признавались условиями присутствия истинной святости в людях: а) православие безукоризненное; б) совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние за веру даже до крови; в) проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес.
   8. Нередко свидетельством о святости праведника было большое почитание его народом, иногда еще при жизни». (5)
   Ныне очевидно - подвижническая жизнь праведного Старца Николая, неисчислимые чудеса, совершенные им при жизни и по блаженном успении позволяют считать его святым нашего века. Здесь уместно повторить слова Чудотворца Иоанна Шанхайского: «Если прославил его Сам Господь, то было бы дерзко с нашей стороны не почитать его как святого… Святыми праведники становились не постановлением земной церковной власти, а Милостию и Благодатию Божией. Церковной властию лишь одобрялось восхваление в Церкви и молитвенное призывание нового святого».
   Упомянем еще о том, что Батюшка Николай благословлял почитание многих не канонизированных святых, которое вскоре было утверждено церковной властию – Митрополита Макария Московского (Невского), Старцев Лаврентия Черниговского, Амфилохия Почаевского, Кукши Одесского, Симеона Псково-Печерского, Царственной Инокини Анастасии.
   В связи с подготовкой к прославлению отца Николая обратимся к размышлениям протоиерея Иоанна Миронова из Петербурга: «Я сегодня опять перечитывал житие [sic!] Старца Николая. Кто-то обижается, что не все факты там верно описаны. Но для святых это не важно - верно или не верно; главное - что был такой Старец... Я-то больше всех знал Батюшку Николая и видел, что его жизнь была в Боге и с Богом. А больше ничего не надо знать. Скольких людей он принимал: тысячи! – И все они были радостны после этих встреч, все были довольны Батюшкой. А когда Господь его прославит? Не наше дело. Время торопить нельзя. Запомните: время торопить нельзя! Преподобный Серафим Саровский умер в 1833 году, а в 1903 только прошла канонизация. И сколько мути эта канонизация всколыхнула... Так что и о Батюшке Николае не надо слишком сильно переживать. Когда надо будет, Господь всех прославит... Я знал отца Николая Гурьянова при жизни. Мне было 35 лет, когда я о нем услышал... Если не мы, то наши дети или внуки будут присутствовать на празднике прославления Батюшки Николая».(6)
   Удивительно точна прямая аналогия с прославлением Батюшки Серафима, так любимого народом Божиим и почитаемого уже при жизни Святым и так нелюбимого, гонимого и непонятого большинством священноначалия. Хорошо известно, что Царю-Мученику Николаю пришлось прибегнуть к Своей власти Внешнего Епископа Церкви и строго предписать Св. Синоду на материалах по канонизации Батюшки Серафима, которая отодвигалась и порицалась, как и в случае с Батюшкой Николаем – «рано», «время торопить нельзя»: - «Немедленно прославить!»
   Мы вполне согласны с отцом Иоанном, что «переживать» о прославлении отца Николая не стоит – мы не ускоряем процесс канонизации. Но хранить память о его истинной жизни в Боге и для Бога, а не вымышленной случайными людьми, собирать сведения о подвигах, чудотворениях, свидетельства чудесной помощи – это святая обязанность всех, кто знал смиренного подвижника.
   Ныне Церковь уже не легитимизирует народное почитание, но сама предлагает святых для прославления. Подтвердим сказанное именно переживаниями о духовном возрождении церковной жизни, высказанными в статье преподавателя Российского государственного гуманитарного университета И.В. Семененко-Басина «Канонизация Российских Новомучеников и новые проблемы Истории Церкви»: «Прославление Новомучеников обнаружило ряд проблем, обсуждаемых сегодня в церковных и научных кругах. […] В качестве первой… выделим утрату исторической памяти, забвение боли минувших лет… По сравнению с традиционной ситуацией зарождения святых, все оказалось «перевернуто». Прославлению не предшествовало продолжительное народное почитание… Наоборот, зачастую верующие узнавали о мученике только из Акта канонизации». (7)
   Также выразил обезпокоенность в «утрате памяти» о подвижниках протоиерей Владимир Воробьев, признав, что в старину местная канонизация святого означала, что епископат утверждает реально существующее народное почитание усопшего, а ныне в России местная канонизация нередко происходит в отсутствие всякого местного почитания и впервые утверждает память нового святого.(8)
   В случае с Батюшкой Николаем как раз видим благодатное возвращение к традициям Русской Церкви – реальное народное почитание явно предшествует официальной канонизации. И это почитание с каждым годом ширится. С первых дней по блаженной кончине местное почитание благодатного Старца вышло за пределы Псковской епархии и приняло характер общецерковного, и праведной жизни подвижник Старец Николай, тайный епископ эпохи гонений на Церковь в схиме Нектарий, ныне является общецерковночтимым подвижником благочестия. На примере святой и богоугодной жизни Батюшки мы видим единство и благодатное преемство святости Святой Царской Руси.
   К настоящему времени уже составлено четыре Акафиста Праведному Старцу Николаю, два Канона. Тропарь и кондак переведены на греческий и сербский. Почитающие святого молятся перед его иконами, коих уже написано более десяти. Сколько воспоминаний о Старце у верующих людей! По-прежнему горячо народное почитание его подвига, по-прежнему многочисленны рассказы о благодатной помощи – как при жизни, так и по успении. Свидетельства эти полны веры и чудес. Обильные чудеса связаны и с его изображениями: мироточение икон и фотографий Старца явлено нам Господом в ответ на веру народа в святость сего угодника Божия, на народные молитвы к нему – величайшему Русскому Святому нашего страшного предапокалиптического времени. Даже не ведущие Христа инородцы порой проникаются благоговением к нему и просят русских христиан помолиться Батюшке, чтобы он помог… Об этом мы свидетельствуем во всех публикациях на страницах «Русского Вестника» и в изданиях, посвященных незабвенному духовному отцу. Общество светлой памяти Праведного Старца Николая собирает материалы к общецерковному прославлению, которое свершится в Богом дарованный день.
   Но мы свидетельствуем об искреннем и глубоком народном почитании святого Старца уже сейчас. Именно святость жизни почившего праведника и чудотворца явилась причиной написания молитвословий и икон. Искреннее и глубокое почитание Батюшки, начавшееся еще при жизни, находится в глубине традиции почитания святых, единой для всей Вселенской Церкви, и свидетельствует, что перед нами подвижник, молитвами коего Господь милует и спасает нас, грешных.
   
   

Праведный отче Николае, Архиерею Божий Нектарие, моли Бога о нас!


   
   (1) Ефрем Сирин. О Рае. М. 2010. С.43
   (2) Архиепископ Василий (Кривошеин). Преп. Симеон Новый Богослов. 1969. С. 59
   (3) Русь Уходящая. Рассказы Митрополита Питирима. СПб. 2007. С. 301
   (4) Схимонахиня Николая. Царский Китеж. М. 2012. С.83
   (5) Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Канонизация святых в РПЦ
   (6) http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/11/14/ne_toropite_vremya/
   (7) religio.rags.ru/journal/2010/2010_04/N_4-10_138.pdf
   (8) Воробьев В. прот. Некоторые проблемы канонизации святых сегодня. М. 2002. С.156
   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION