04.04.2019: ПЕВЕЦ РУССКОЙ ДУШИ…
Памяти Бориса Мокроусова

   
    Великая Отечественная война расставила новые ориентиры в советском искусстве, в том числе и в песенном. В 1930-е годы царствовали композиторы, воспевавшие победы в Гражданской войне, свободную от капиталистов жизнь, энтузиазм пятилеток и светлое будущее. Этот жанр песен требовал либо маршевых ритмов, либо хоров с оперными солистами, а часто – того и другого. Однако в войну, когда потребовались не праздничные, а суровые солдатские марши, а больше всего – задушевные песни, эти композиторы, за редким исключением, почти никак себя не проявили.
   Их место на песенном Олимпе надолго заняли новые, блистательные таланты, вышедшие из низов и глубоко впитавшие русскую народную духовность и песенную культуру, потому и многие их песни воспринимаются как народные. Один из них – Борис Андреевич Мокроусов, 110 лет со дня рождения которого исполнилось 27 февраля 2019 года.
   Краткий очерк не позволяет подробно рассказать о его песнях (а всего их написано около двухсот), об истории их создания и исполнения. Напомним только названия хотя бы небольшой части известных его песен.
   «Песня защитников Москвы» («Мы не дрогнем в бою за столицу свою, нам родная Москва дорога»). Написана в начале 1942 на стихи А. Суркова к документальному фильму «Разгром немцев под Москвой». Мужественные слова, простая красивая мелодия и чеканный ритм сразу же сделали песню самым популярным походным маршем в армии – под «Марш веселых ребят» в войну не маршировалось. Военные журналисты вспоминали: «Когда гвардейцы-танкисты Катукова ворвались на территорию Германии, на первом же привале запели эту песню».
   «Заветный камень» (1942, стихи А. Жарова). Написана на основе реального события. Последние уходившие из Севастополя моряки положили в шлюпку своего тяжело раненного товарища, который сжимал в руке кусок камня, отбитого снарядом от парапета набережной. Умирающий моряк поклялся вернуться в Севастополь и положить камень на место. Известный в свое время исполнитель Л. Утесов считал «Заветный камень» лучшей песней о войне: «У нас есть царь-пушка, есть царь-колокол, а теперь есть и царь-песня».
   «Море шумит» («…грозной волной, чайка летит рядом с кормой. Что ж вы, друзья, приуныли, песни морские забыли?»), стихи самого композитора (1944). Трогательная песня, и петь ее любили не только моряки.
   А «человеческий портрет» Мокроусова, родившегося в Нижнем Новгороде, был таков: внук крестьянина, сын железнодорожника, он был высок ростом, статен, светловолос, голубоглаз, сердечен, добр и широк по натуре, иногда наивен и слишком прямолинеен, а потому бывал жертвой интриг некоторых пройдошистых и завистливых членов Союза композиторов.
   В последние годы Борис Андреевич тяжело болел, в редкие периоды улучшения строил творческие планы, но выйти из больницы ему было не суждено – умер он 59 лет от роду. Последней его работой стала музыка к фильму «Неуловимые мстители» (1967). Он был и навсегда остался, по точному выражению его современника, «певцом народной души»
   
   

Валерий ГАБРУСЕНКО,
   г. Новосибирск




  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION