30.05.2019: А СКОЛЬКО БЫ ВЗЯТЬ ЗА КЛАЙПЕДУ И ВИЛЬНЮС?..
   
   
   
   
    Литва продолжает выдвигать финансовые «претензии» к РФ за советскую якобы «оккупацию», исчисляемые даже сотнями миллиардов долларов. Однако российская сторона поныне не напоминает литовцам о том, во что и во сколько обошлось воссоединение Литвы с ее историческими и важнейшими экономически регионами, осуществленное благодаря Советскому Союзу. При том, что и эти регионы СССР развивались в дальнейшем, напомним, за счет РСФСР – точнее, за счет русских регионов страны...
   Поныне до 70% ежегодного совокупного ВВП Литвы приходится на столичный, т.е. Вильнюсский, и приморский, точнее Клайпедский, регионы. При этом более 80% ежегодных транзитных доходов Литвы, составляющих около 40% в наполнении ее госбюджета, приходится опять же на Клайпедский регион.
   Оба этих региона вернулись в Литву, напомним, «из рук» Советского Союза в октябре 1939-го и марте 1945 года. До этого они были оккупированы соответственно Польшей и Германией, но в провокационных «счетах» Литвы к России, естественно, игнорируются эти факты...
   В материалах совместной расширенной коллегии Госплана и Госснаба СССР в апреле 1979 г. отмечается: «...За 1946–1978 гг. количество промышленных предприятий в Клайпеде и примыкающем районе Литвы увеличилось более чем в 7 раз. Мощности Клайпедского торгового порта возросли более чем в 6 раз, рыбного порта – в 5 раз; жилищный фонд увеличился почти в 8 раз». Причем ни в Клайпедском, ни в Вильнюсском регионах, да и вообще в Литве (и ее прибалтийских соседях), не было «хрущевок» в отличие от РСФСР, Белоруссии, ряда других союзных республик...
   Совокупные государственные капиталовложения в развитие этих секторов и отраслей за тот же период по Клайпедскому району превысили 2,1 млрд рублей (курс 1961 г.). В том числе из централизованных советских фондов и внешних заимствований СССР – до 85%». Благодаря СССР Литва не только возвратила себе обширный выход в Балтику (экс-германский Клайпедский регион был в составе Литвы в 1922–1938 гг., с конца марта 1939-го «мирно» оккупирован Германией), но и получила доходы за 1946–1980-е годы, по оценкам Госплана СССР и Совета по изучению производительных сил при Госплане СССР (1987–1988 гг.), минимум на 1,6 млрд долл. в ценах конца 1980-х. За счет развития, в том числе экспортных поставок многих клайпедских промышленных отраслей, прежде всего судостроительной, электротехнической, приборостроительной, целлюлозно-бумажной, текстильной, рыбной, комбикормовой, а также за счет быстрорастущего грузотранзита в том же регионе.
   Причем около трети грузотранзитных доходов страны поныне обеспечивает действующая с 1986-го трансбалтийская переправа Клайпеда – Мукран (Германия), прибыльно работающая и сегодня. Потому неудивительно, что Клайпеда продолжает оставаться главным промышленным и транспортным центром Литвы.
    Что касается Вильнюса и Вильнюсского края, воссоединенных с Литвой вначале в октябре 1939-го и окончательно в июле 1944-го, экс-министр иностранных дел Литвы (занимал этот пост в 1938–1940-м гг.) Юозас Урбшис (1896–1991) отмечал, что «за исключением архитектурного стиля, в экономическом и социальном планах трудно было узнать Вильнюс уже к началу 1960-х. Благодаря растущим советским вложениям – это десятки уже действующих и все новых промышленных предприятий, крупное жилищное строительство, первоклассная дорожная сеть, газификация, обилие образовательных, научных, медицинских учреждений. Вильнюс в кратчайший срок стал столицей Литвы во всех отношениях».
   По данным литовских источников (2015–2018 гг.), валовый региональный продукт Вильнюса составляет до 25% ВВП страны, налоговые отчисления – 20–22%-ное наполнение ее госбюджета.
   Характерный штрих: пассажирское судоходство по реке Нярис в Вильнюсе было налажено российскими и белорусскими специалистами еще в конце 50-х. До 1989 года, когда судоходство здесь прекратилось, использовались теплоходы «Москвич» и их модификации, выпускаемые в Москве, Бобруйске (Белоруссия) и лишь с середины 70-х – выпускаемые и в Каунасе. А с 2006 года возобновилось курсирование по тому же маршруту.
   Зато к настоящему времени экономика, в том числе жилищная сфера всей Литвы, упали в разы по сравнению с периодом 80-х и даже 70-х. Страну буквально душит растущий отток литовцев, хотя бы за мизерные заработки, в другие страны. Но Клайпедский и Вильнюсский регионы, повторим, по-прежнему центровые в литовской экономике. Так что Литве впору посчитать: сколько же она должна за Россию, хотя бы за эти регионы?..
   Мы уже не говорим о моральном, а точнее, об историческом долге Литвы за тысячи погибших, искалеченных и пропавших без вести советских военных при освобождении тех же регионов от польской и германской оккупации...
   На состоявшихся в мае с.г. президентских выборах в Литве победил самовыдвиженец Гитанас Науседа. Он стажировался во Всемирном банке (США), германском Бундестаге; был в команде президента В. Адамкуса, возобновившего предъявление финансовых претензий к РФ: новый президент заявляет о необходимости новых подходов к отношениям с Россией, но при сохранении прежней позиции по спорным вопросам с РФ. В прагматических целях Вильнюс может снизить высокие транзитные тарифы для российской Калининградской области, но едва ли Литва откажется от пресловутых «финансовых» претензий к Москве. Ибо такая политика – критерий некоего «патриотизма» с 1991 года едва ли не по всей Восточной Европе...
   
   

А. ЧИЧКИН


   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION